Современные агенты политической социализации в России

К числу агентов политической социализации относятся не только политические институты (государство, парламент, институт президентства, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и др., образующие систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности), но и неполитические факторы - семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные организации, культурные и спортивные объединения, СМИ и т.д.

Семья В России семья как социальный институт переживает нелегкие времена. Передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения.

Помимо этого для большинства семей в ситуации нестабильной экономической системы на первый план выходят финансовые проблемы. Как результат аполитичность семьи отрицательно влияет на процесс политической социализации.

Школа. Отчуждение от институтов образования воспитательных функций, коммерциализация и прагматизация их деятельности являются фактором, ограничивающим возможности участия образовательных структур в воспитании гражданских качеств у молодежи и снижающим эффективность такого участия. в современной школе уделяют мало внимания процессу политической социализации учеников. В результате дети оказываются в ситуации ограниченной политической информации.

Армия - Снизилась социализирующая роль армии для юношей призывного возраста, многие из которых делают все возможное, чтобы не попасть на военную службу.

Роль СМИ Согласно данным многочисленных опросов, россияне считают СМИ основным источником политической информации и одновременно сохраняют высокий уровень недоверия к ним. Воздействие средств массовой информации на становление гражданской идентичности россиян не может быть оценено однозначно.

На ведущее место все больше выдвигается телевидение в качестве важнейшего агента политической социализации, однако его влияние имеет амбивалентный характер. С одной стороны происходит плюрализация смысла телетекстов и превращение телезрителей в самоорганизованных акторов, с другой основные сми определяют ход социализации в заранее заданном направлении, что было характерно и для традиционного (советского) общества.

Роль прямых политических агентов политической социализации – партий и элит, процесса гражданского участия в выборах и избирательных компаниях оценивается неоднозначно. Деятельность по политической социализации партий направлена не столько на повышения уровня гражданско-политической компетентности россиян и политической активности, сколько на приобщение к узко партийным нормам и ценностям, обеспечивающего себе электорат на выборах, рекрутирование партийных кадров.

На сегодняшний день российские партии в своей молодежной политике основное внимание отводят работе в нескольких направлениях:

· участвуют в организации и проведении специальных политических проектов связанных с повышением уровня политической культуры молодежи с помощью программ «социализации подростков», наподобие постпионерского скаутинга; организация политических курсов и семинаров для молодежи, проведение деловых игр («детские выборы», «молодежная мэрия», «молодежный парламент

· создают собственные молодежные организации или взаимодействуют с уже существующими. (например: КПРФ — Союзом Коммунистической Молодежи, «Единая Россия» — «Молодой гвардией Единой России»).

К середине первого десятилетия XXI века в процессе политической социализации российской молодежи активную роль стали играть оппозиционные движения, радикальные и экстремистские движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: