Государственно-конфессиональная политика представляет собой определенный вид деятельности органов государственной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений, направленный на реализацию реальных и декларируемых прав в рамках существующего законодательства и норм международного права.
(Формирование государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период http://pravovestnik.ru/?p=54) Современный этап государственно-конфессиональных отношений в России связан с принятием Конституции РФ в 1993 году, которая провозглашает РФ светским государством при равенстве и отделении от него религиозных объединений.
В качестве правовой основы взаимоотношений государства и религиозных объединений она подтвердила такие цивилизованные нормы, как светскость государства и государственного образования, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом.
Принятый в 1997г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» отразил новые реалии, сложившиеся к тому времени в российском обществе и в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений
Закон разделил религиозные объединения на два типа – религиозные организации и религиозные группы. Он определил необходимость регистрации религиозных организаций, причем их учредителями могут быть граждане России, объединенные в религиозную группу, «у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией».
В РФ отношения органов государственной власти и религиозных организаций строятся на следующих принципах:
- светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религиозным или светским объединениям;
- равенство религиозных объединений перед законом;
- уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения;
- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией[3].
Отсутствует единый государственный орган, который занимается выработкой и реализацией обозначенной политики. На данный момент отношениями государства с религиозными объединениями на федеральном уровне занимаются специалисты четырех крупных государственных органов:
1. Отдел по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента, обеспечивающий политический аспект в формировании государственно-церковных отношений;
2. Комитет Госдумы по делам общественных и религиозных организаций, вырабатывающий проекты законов, поправки и т.д.;
3. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, решающая конкретные текущие проблемы, находящиеся в компетенции исполнительной власти;
4. Министерство юстиции, регистрирующее религиозные организации[5].
Институт выборов и избирательный процесс в России. Появление и развитие выборов как политического института в РФ. Роль выборов в отечественном политическом процессе. Выборы и демократизация российского общества. Основные субъекты избирательного процесса в России. Основные этапы избирательного процесса и их национальные особенности. Место избирательных циклов в политическом процессе РФ. Порядок и механизма выбора президента РФ, органов представительной власти и местного самоуправления.
П.3 ст.3 Конституции РФ: «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Впервые выборы в законодательный орган власти – в феврале–марте 1906 г. До этого – только в земские и городские представительные учреждения. Предоставлены избирательные права тем слоям населения, которые их раньше не имели - мелким землевладельцам, значительной части городских жителей и рабочих. Мажоритарная многоступенная избирательная система абсолютного большинства с неравными нормами представительства от избирателей четырех групп, называемых “куриями”, с применением имущественных и других цензов при тайном голосовании.
Первые всеобщие, бесцензовые выборы – в Учредительное Собрание, первое и единственное заседание которого состоялось 5 января 1918 г.
1989-1990 гг. выборы – впервые реальная конкуренция кандидатов.
1993 г. – острый политический кризис. Выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции – единственный выход. 13 объединений, 8 прошли.
В 1995-1996 гг. – 2 федеральные избирательные кампании по новому избирательному законодательству – парламентская и президентская. Большое количество (43) избирательных объединений и блоков, прошли только 4 (набрали >5 %)
1999 г. – выборы в ГД. Острое столкновение политических, корпоративных интересов. Прошли 6 объединений.
2000 – досрочные выборы Президента. Впервые – преемник, поддержанный голосованием.
2003 – выборы четвертой ГД. Доминирование одной политической партии («ЕР»), получила большинство в парламенте. 4 фракции. Не вошли правые (набрали <5%)
2004 г. – президентские. Явное преимущество Путина. Партии выдвинули не первых лиц.
2007 – в ГД. 4 партии («ЕР» - 64,3%, КПРФ – 11,6%, ЛДПР – 8,1%, «СР» - 7,7%). Явка – 63%.
2008 – президентские. Медведев – 70,3%, Зюганов – 17,7%, Жириновский – 9,6%, Богданов – 1,3%. Явка – 64%.
Органы власти в субъектах Российской Федерации также на выборной основе.
Негативные моменты – отсутствие альтернативы, грязные технологии, большие расходы из бюджетов всех уровней, отмена выборов глав субъектов федерации (показатель анти-демократизации).
Избирательные системы: мажоритарная (абсолютное или относительное большинство, на президентских выборах) и пропорциональная (представительская, парламентские выборы. Кол-во мест пропорционально %голосов).
Российское избирательное законодательство
Регламентируются Конституцией (ст.19, 32). ФЗ «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Качественно новые – ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». ФЗ 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Система ГАС «Выборы».
Законодательство – в стадии становления.
Субъекты избирательного процесса: индивидуальные (кандидат, избиратель), коллегиальные (партии). Также в процессе участвуют избиркомы всех уровней, СМИ, наблюдатели.
Этапы: 1. Подготовительный: формирование избирательных округов, уточнение списков избирателей, окружных и участковых избирательных комиссий. 2. Выдвижение и регистрация кандидатов. 3. Информирование избирателей, предвыборная агитация. 4. Собственно голосование. 5. Подсчет результатов.
Избирательные циклы: президент и парламент избираются
на 4 года. Прервать цикличность может отставка президента, тогда – досрочные выборы.
Национально-государственная безопасность и основные угрозы политическому процессу. Гражданин, общество, государство: приоритеты в области обеспечения национальной безопасности РФ. Риски и угрозы национально-государственным интересам и безопасности России. Факторы и основные направления обеспечения безопасности и стабильного развития общества. Концепция национальной безопасности РФ. Идеология экстремизма в России. Терроризм в РФ. Антитеррористическая доктрина РФ.