(извлечения из «Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»-утв.
Приказом Ростехнадзора от 23.04.2008 № 261)
1) Федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, по согласованию с Ростехнадзором разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные документы, конкретизирующие, с учетом имеющихся особенностей, организацию проведения технического расследования причин аварий, оформление акта технического расследования и учета аварий в соответствии с их компетенцией.
2) По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.
3) Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к:
|
|
• разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, указанных в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
• неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.
Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима технологических процессов, но не вызвавших разрушения сооружений и (или) технических устройств, устанавливаются и анализируются с учетом требований, изложенных в разделе 5 настоящего Положения.
4) Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:
• незамедлительно, в соответствии с установленным ее руководителем порядком передает информацию о таких происшествиях (авариях, в том числе о несчастных случаях, происшедших в результате аварии), информирование об аварии Службы и ее территориального органа, осуществляющего надзор за объектом, вышестоящего органа или организации (при наличии таковых), органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии, территориального органа прокуратуры.
• принятие мер по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии
|
|
• принятие мер по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением тех случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии и сохранению жизни и здоровья людей
• При аварии на ОПО, связанной с выбросом или разливом опасных веществ, в комиссию включается инспектор экологического надзора.
• Принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий.
• Осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
• Принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.
Руководитель организации несет ответственность за невыполнение Этих требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый изрыв и (или) выброс опасных веществ.
Общие причины аварий:
а) низкий уровень организации работ;
б) низкая квалификация персонала;
в) нарушение технологии;
г) повреждение или отказ оборудования;
д) несовершенство технологий;
е) конструктивные недостатки;
ж) отсутствие средств обеспечения безопасности;
з) внешнее воздействие природного происхождения.