Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “ойкономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.
Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.
Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют, отраслевых рынков (зерна, автомобилей, образовательных услуг и т.п.).
|
|
Микроэкономика помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть и зерно, услуги адвоката и биржевого маклера; как определяется и от чего зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике различных благ и кто их получает. Одним словом, микроэкономика формулирует и объясняет целый ряд законов: редкости благ, спроса и предложения, убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.
Все эти знания необходимы практически любому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.
Таким образом, микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.
Имеются и другие определения микроэкономики, которые сводятся к следующему:
1) микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами;
2) задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;
|
|
3) в микроэкономике исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, фирма или экономические показатели их деятельности для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.
Основными субъектами микроэкономики являются потребители, производители, организации бизнеса и домашние хозяйства.
Основная цель экономических субъектов – повышение благосостояния. Поскольку ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, ограничены, отдельно взятые экономические единицы должны совершать четыре фундаментальных экономических выбора:
• что следует производить и в каком количестве?
• как следует производить?
• кто и какую работу должен выполнять?
• для кого должны быть предназначены результаты производства?