Основы экономики транспорта

Экономические факторы, определяющие эффективность работы транспорта

1. Расстояние - главный фактор определяющий величину транспортных расходов, т.к. от него зависит величина переменных издержек

Во-первых, величина издержек никогда не равна нулю, поскольку при любой дальности перевозок существуют постоянные расходы на прием грузов и их доставку.

Во-вторых, с увеличением дальности кривая издержек растет убывающими темпами. Чем протяжение маршрут, тем меньше в нем доля участков, приходящиеся на городские территории, и тем больше пути по магистральным (межгородские) дорогам. Последний обходится дешевле в расчете на милю, потому, что скорость движения здесь выше, а следовательно, меньше расход топлива и относительные трудозатраты. К тому же в городских зонах чаще встречаются перевалочные пункты, где происходит погрузка-разгрузка, и значит на эти участки пути приходятся дополнительные издержки грузопереработки.

2.Вес. При большой массе постоянные расходы по приемки грузов и доставки их получателю, равно как и административные расходы распределяются на дополнительные единицы груза (чем крупнее груз тем меньше транспортные расходы на единицу веса) постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. Организация перевозки 1 кг обходится во столько же, что и организация перевозки 1000 кг груза. Если административные расходы в расчете на одну отправку составляют 10 руб., то при транспортировке 1 кг удельные издержки составят , а при транспортировке 1000 кг составят т.о. возникает экономия за счет масштабов перевозки.

3. Плотность грузов. Отношение веса к объему груза (занимаемому пространству). Транспортные издержки обычно считаются на единицу веса. Емкость отдельного транспортного средства ограничено скорее свободным пространством, предназначенным для загрузки, т.е. объемом груза, нежели его весом. Если транспорт загружен полностью, то каким бы легким ни был груз больше, туда не загрузишь т.к. переменные издержки (расход топлива, трудозатраты) не зависят напрямую от веса. Чем больше плотность груза, тем дешевле обходится перевозка единицы веса, т.к. постоянные расходы распределяются на дополнительные единицы веса.

4. Укладистость. Хар-ка формы и габарита груза влияющих на использование полезного объема транспортного средства.

5. Грузопереработка. Для погрузки выгрузки может потребоваться специальное оборудование. Кроме этого расходы на грузопереработку зависят от способа упаковки грузов (поддоны, коробки, ящики) для их транспортировки и складирования.

6. Ответственность. Перевозчикам следует страховать груз на случай претензий со стороны грузоотправителей и получателей, в ином случае они сами несут ответственность за ущерб причиненный грузу. Или грузоотправители для уменьшения риска, а тем самым и транспортных расходов используют более лучшую защитную упаковку или принимают более строгие меры безопасности.

7. Рыночные факторы. Загруженность и сбалансированность рейсов. После доставки груза транспорт возвращается либо вновь загруженным, либо порожняком. При возвращение порожняком затраты на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт должны быть отнесены на загруженные рейсы. Идеальная ситуация - когда удается наладить сбалансированные, т.е. равно загруженные рейсы в обоих направлениях. Но такое бывает редко из-за неравномерности спроса в центрах производства и центрах потребления. Например, производство многих товаров сосредоточенно в европейской части России, откуда их доставляют на потребительские рынки восточной части России, так что объем грузопотока в восточной части направление потребительских товаров превосходит объема грузопотока на запад. Поэтому тарифы в западном направление не много ниже. Сбалансированность зависит также от сезонного фактора-перевозки с/х продуктов во время урожая интенсивнее.

Вопрос 2.Общее понятия о распределение и доставки грузов. Постановка задачи.

Под термином транспортная задача понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, правило распределения ресурсов, находящихся у –m- производителей (поставщиков) по -n- потребителям этих ресурсов.

На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:

1. прикрепление потребителей ресурса к производителям.

2. привязка пунктов отправления к пунктам назначения

3. взаимные привязки грузопотоков прямого и обратного назначения.

4. отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования

5. оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами и грузополучателями и др.

Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. Имеется -m- пунктов отправления груза и объемы отправления по каждому а1, а2, а3 …ам. Известна потребность в грузах , , по каждому из -n- пунктов назначения. Задана матрица стоимости доставки по каждому варианту (i- номер строки; j- номер столбца), где i=1,m; j=1,n. - называют коэффициентом затрат - затраты на перевозку единицы груза от i-го поставщика j–му потребителю.

Таблица 1

поставщики потребители Запасы(объемы отправления)
……
……
……
……….. …….. ……. …… ……. ………
…….
потребность ……..  

Например, в клетке (1,2) стоит число - - следовательно перевозка единицы груза от 1-го поставщика 2-му потребителю обойдется - - денежных единиц. Задача ставится так: рассчитать оптимальный план перевозок для каждой пары «поставщик-потребтель» так чтобы:

  1. мощности всех поставщиков были реализованы;
  2. потребности для всех потребителей были удовлетворены;
  3. суммарные затраты на перевозку были бы минимальны.

[(или определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i–го пункта отправления (от поставщика) в каждый j–й пункт назначения (до потребителя) с минимальными транспортными издержками)].

В общем виде исходные данные представлены в таблице 1

Транспортная задача называется закрытой, если суммарный объем отправленных грузов- () равен суммарному объему потребности в этих пунктах назначения-()

= (1)

Если такого равенства нет (потребности выше запасов или наоборот), задачу называют отрытой, т.е.

(2)

Для написания модели необходимо все условия (ограничения) и целевую функцию представить в виде математических уравнений. Все грузы из i пунктов должны отправлены т.е.

, i=1,m (3)

Все j пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами в плановом объеме

, j=1,n (4)

Суммарные объемы отправления должны равняться суммарным объемам назначения

(5)

Должно выполняться условие не отрицательности переменных:

; i=1,m; j=1,n

Перевозки необходимо осуществлять с минимальными транспортными издержками (функция цели):

(6)

В модели (3)-(6) вместо матрицы стоимости перевозок () могут задаваться матрицы расстояний. В таком случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы. Как видно выражения (5) уравнения баланса является обязательным условием решения транспортной задачи.!Поэтому если в исходных условиях дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой форме. В случае если:

· потребности по пунктам назначения превышают запасы пунктов отправления, то вводится фиктивный поставщик с недостающем объемом отправления;

· запасы поставщиков превышают потребности потребителей, то вводится фиктивный потребитель с необходим объемом потребления.

Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая.

Транспортные задачи присуще следующие особенности:

· распределению подлежат однородные ресурсы;

· условия задачи описываются только уравнениями;

· все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения;

· во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;

· каждая неизвестная встречается только в двух уравнениях системы ограничений.

Транспортные задачи могут решатся различными методами (симплекс-метод, метод северо-западного угла, метод минимального элемента, и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: