Предлагаем вашему вниманию материалы с сайта www.eparhia-tmb.ru

История города Тамбова и его главной святыни – Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством. Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства. Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.

Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.

В семи верстах от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, ставший тихим приютом тамбовского подвижника, любившего монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим ископал колодец, вода которого обладала целительными свойствами.

Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра святителя Питирима – Екатерина.

Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. В результате просьб по жалованным грамотам епархии были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание святителя Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донским казачеством в XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение чрезвычайно усложняло жизнь насельников из-за зависти соседей. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был приписан к Тамбову. С этого времени исчезла над монастырем казачья опека, а рачительный хозяин учел все монастырское имущество с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.

Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. В течение лета были устроены фундаменты и подняты стены с подкупольными столбами на 20 аршин. Внутреннее расположение и фасад собора были составлены применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора. Новый собор стал любимым детищем святителя Питирима, он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся ввысь Преображенский собор становился сердцем тамбовской земли и символом укрепившейся Церкви на территории, совсем недавно называвшейся «Диким полем».

Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной – от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице святителя Питирима сложилась традиция, когда люди перед началом какого-либо дела приходили в собор, заказывали заупокойные панихиды о епископе Питириме и просили его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы святителя.

http://www.tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/2-rasprostranenie-hristianstva-v-tambovskom-krae.php


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: