Современная жизнь Тамбовской епархии

С 2002 года начинается новый период в истории Тамбовской епархии. 26 декабря 2002 года на Тамбовскую кафедру был назначен викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Феодосий (Васнев).

В 2003 году в Тамбове был проведен Съезд православной молодежи Центрального Федерального округа, на который прибыли представители многих регионов России и ближнего зарубежья. Этот форум объединил в конструктивном диалоге усилия Церкви и государства в вопросах нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения. Съезд получил широкий резонанс в обществе и стал заметным явлением в церковной и общественной жизни области.

Освящение поклонного креста при въезде в Тамбов
Икона Всех святых, в Земле Тамбовской просиявших

С 2004 года началась работа по организации православной гимназии в областном центре. Учредителями нового учебного заведения стали Тамбовская епархия, администрация области и города Тамбова. Как и до революции 1917 года, гимназии присвоили имя святителя Питирима.

В деле развития духовного образования на Тамбовской земле значимым событием явилось возрождение в 2005 году Тамбовской Духовной семинарии. Она призвана обеспечить епархию кадрами пастырей, регентов, певцов и миссионеров, которые смогли бы содействовать духовному росту Тамбовского региона. Семинария вновь приобретает статус одного из главных духовно-просветительных центров Тамбовского края. С этой целью была создана общедоступная библиотека, которая в настоящее время насчитывает более 27 тысяч книг.

Реставрация Скорбященского храма в Вознесенском монастыре, 2007 год
Установка купола на храм Святителя Николая в Свято-Никольской Мамонтовой пустыни, 2006 год
Покровская церковь в селе Верхоценье, 2006 год
Казанский собор Казанского монастыря после реставрации, 2007 год

За последние два года Тамбовская Духовная семинария преобразилась: устроен домовый храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, оборудованы актовый зал, семинарская трапезная, компьютерный класс, организован семинарский хор, участвующий в богослужениях и различных церковно-общественных мероприятиях. Студентам семинарии предоставляется бесплатное обучение, проживание и питание.

В педагогический коллектив семинарии входят магистры и кандидаты богословия, филологии и истории, аспиранты высших учебных заведений. При Тамбовской Духовной семинарии действует регентское отделение для девушек с четырехлетним обучением.

Ко дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в семинарии проводится студенческая конференция, на которой семинаристы выступают с докладами по церковному краеведению, богословию, литургике.

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий
Фарфоровый иконостас Михаило-Архангельской церкви в поселке Мордово

В епархии действуют 65 воскресных школ с общим количеством обучающихся более двух тысяч человек. Кроме того, катехизаторская деятельность осуществляется на курсах повышения квалификации по предмету «основы православной культуры». Организаторы этой работы – отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, Тамбовская Духовная семинария и Областной институт повышения квалификации работников образования. На курсах ежегодно повышают квалификацию от 50 до 100 преподавателей из разных районов Тамбовской области. В программу курсов включены лекции преподавателей Тамбовской Духовной семинарии, знакомство с работой воскресных школ, выездные семинары-практикумы, которые проводят педагоги, уже несколько лет ведущие данный курс в школах области. В конце учебного года работа курсов завершается проведением «круглого стола», на который приглашается целый ряд специалистов и где обсуждаются актуальные проблемы преподавания предмета. Все участники курсов получают документы государственного образца, которые позволяют им преподавать основы православной культуры в общеобразовательных школах.

Предлагаем вашему вниманию материалы с сайта orthodox.tstu.ru/pateric/

Преподобный Матфей Черниевский


Где родился и откуда был родом преподобный Матфей неизвестно. Предание называло его Донцом (по одному из свидетельств, правда, местные жители звали его Черногорец). Связано ли это с его происхождением или какими-либо обстоятельствами жизни ныне сказать трудно. В правление Царя и Великого Князя Ивана Васильевича черный поп (т.е. иеромонах) Матфей на берегу реки Цны в Шацком уезде "по благословению владыки Леонида Рязанского, поставил церковь Николу чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил, монастырь огородил и кельи поставил". И хотя имелось известие, что на месте появившейся обители "стояла церковь Никола чудотворец без петья ветха много лет" и, по местным рассказам, здесь некогда спасались три подвижника, пришедшие с юга, настоящая история Николаевского Черниева монастыря началась именно с прихода сюда старца Матфея в 1573 году.

Уже в первое время он "крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми, а иная деи мордва – хотят креститися". Миссионерское дело продолжалось и позже. Причем в этом служении Черниевский настоятель действовал, как говорилось в старинных актах, "подговором и лебезно", т.е. проповедью и добрым отношением к местному языческому населению. "С того времени, – писал историк Тамбовского края И.И.Дубасов, – в глухой мордовско-мещерской стороне постепенно стали возникать, во славу Божию, многие сельские храмы – строенье причтов и прихожан. Те храмы все до одного были деревянные, из облого лесу, бедные облачением и всею утварью, но они нравственно богаты были, как средоточие местного зачинавшегося православия, славны были влиянием истинно-христианского света на окружавшую их былую тьму...".

Конечно, начинания старца Матфея не могли не встретить противодействия, которое нередко превращалось в разбои. В царских грамотах, посланных в ответ на челобитье старца, говорилось: "... а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли..."; "...татаровя... его старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырского Конанка Павлова хотят убить до смерти..." и повелевалось беречь обитель "от мордвы... и от сторонних людей", чтобы "монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было".

Первоначальная скудость материального положения и трудности служения не могли испугать о.Матфея. Талантливый управитель, он продолжал укреплять обитель. По челобитьям пустыни были пожалованы необходимые земли, сенные покосы и рыбные ловли, что позволяло не только содержать монастырь и проводить необходимое строительство, но в голодные годы открыть монастырские житницы для многочисленных нуждающихся.

К сожалению, официальные документы ничего не говорят о внутренней духовной жизни обители. Последний раз старец Матфей упоминается в грамоте 20 января 1597 года. Из записи в монастырском синодике известно, что "первоначальник Матфей скончался Декабря 21; поживе лет 69; панихида по нем отправляется в Субботу пред Рождеством Христовым". Еще долгое время монастырь называли Матвеевой пустынью, что несомненно говорит о доброй памяти о первом его настоятеле у местных жителей.

Преподобный Иосиф Козловский


Известий о старце Иосифе сохранилось крайне мало. В 1627 году иеромонах Иосиф пришел "неизвестно откуда" и поселился в лесу, на берегу реки Лесной Воронеж во владениях оброчников князя Дмитрия Пожарского. Спасение души – главная цель, служению которой посвятил свою жизнь подвижник-пустынножитель. Духовному древу, насажденному старцем Иосифом, суждено было разрастаться. Сохранились имена первых трех сподвижников старца: Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Уже в 1636 году архиепископ Рязанский Антоний благословил строительство Троицкого храма. Так появился Троицкий Козловский монастырь, оказавший впоследствии важное влияние на духовную жизнь Тамбовского края.

Священномученик Мисаил, арх. Рязанский


Родился Мисаил в начале XVII в. в селе Грузино Новгородского края, принадлежащем тогда Воскресенскому Деревяницкому монастырю. Уже в юном возрасте поступил он в число братии. Заметив высокую подвижническую жизнь Мисаила, будущий патриарх Никон, бывший тогда Новгородским митрополитом, приблизил его к себе и 13 апреля 1651 г. посвятил во епископа Рязанского. В городах и селениях, относящихся тогда к Рязанской кафедре, в том числе на территории современной Тамбовщины, господствовали суеверие, скоморошество, ворожба, пьянство, азартные игры и прочие проявления нравственной распущенности, храмов было мало.

Узнав о столь печальном состоянии своей паствы, архиепископ Мисаил разослал по всей епархии грамоту, направленную против всех замеченных беспорядков. Святитель вникал во все, даже самые малые нужды ввереной ему Богом паствы, постоянно заботился об искоренении остатков язычества, о просвещении людей, о церковном благочинии, об улучшении нравственности.

Огорчала архиепископа и нетрезвая жизнь духовенства окраин - Тамбовского, Шацкого, Темниковского уездов. Часто священники совершали богослужения без благоговения, пели и читали невнятно, безграмотно. Чтобы исправить нравы духовенства, владыка предписывал церковным старостам присылать ему для поставления во священники и диаконы "людей добрых и благочинных, наученных грамоте". В противном случае ставленники отсылались назад, не удостаиваясь благодати священства. Вдовые священнослужители, вступившие во второй брак, запрещались в богослужении, равно как и злоупотреблявшие спиртным. Достойных же архиепископ представлял к награде.

Много сделал святитель Мисаил и для упорядочения церковного богослужения. К тому времени распространился обычай многоголосия. Например, канон в храме читали одновременно три чтеца, ектеньи и возгласы произносились во время пения стихир и тропарей. Архипастырь всеми силами стремился искоренить этот беспорядок, строго предписывая духовенству "петь и говорить в церквах Божиих единогласно". По свидетельству современников, сам владыка Мисаил любил совершать богослужения пышно и торжественно. Строгий аскет в личной жизни, во время церковной службы он одевался в дорогие одежды, желая и внешним образом прославить Церковь. Архиерей пел хорошо сам и требовал, чтобы и певчие относились к своему делу старательно, умело и живо.

Для восстановления доброго порядка в народе на Великий пост и Светлую седмицу закрывались питейные дома и кабаки. Узнав, что целыми семьями многие люди по 30-40 лет не исповедывались и не причащались, святитель Мисаил старательно принялся за исправление такого упадка духовной жизни пасомых. Владыка постоянно обращался к народу Божьему с увещеваниями, призывая следовать христианским заповедям и возрастать духовно.

Когда в 1654-1655 годах наш край охватила жестокая эпидемия, уносящая тысячи человеческих жизней, владыка убеждал пасомых искать помощи в вере и Церкви, делал распоряжения о применении строгих мер предосторожности – ограждать зараженные места, жечь костры, пресекать сообщение между селами и т.п. Архипастырь лично оказывал нуждающимся материальную и моральную помощь.

Однако важнейшим подвигом Мисаила было распространение веры среди мордвы и татар. Всего за свою жизнь он крестил более четырех с половиной тысяч человек.

В 1656 г. архиепископ с благословения патриарха Никона и с дозволения царя Алексея Михайловича вновь пошел проповедовать Слово Божие, на этот раз – в Шацкий уезд. Несмотря на предупреждение о том, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед, из села Конобеево в деревню Янбирную. Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел. Одна из стрел, выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце святителя. Один из приближенных, боярский сын Бохолдин, сумел вынести проповедника из толпы. Мисаил немедленно исповедался и причастился Святых Тайн.

Уже потом, в избе священника, он велел поставить перед собой образ Спасителя и, глядя на Его лик, стал плакать и благодарить Бога за то, что Он сподобил его омыться кровью от грехов и немощей человеческих. Было это 1 апреля 1656 г., во вторник на Страстной неделе. В жестоких страданиях Мисаил прожил еще девять дней и скончался 10 апреля, спокойно, ясно и радостно.

Погребальное шествие отличалось особой торжественностью, за гробом шло множество духовенства и простого народа. 3 мая 1656 н. тело было предано земле в Переяславле Рязанском (современная Рязань), в Архангельском соборе. У гробницы долгое время хранилась его мантия, окропленная кровью священномученика. (Ныне мантия владыки Мисаила хранится в Иоанно-Богословском монастыре.) Погребенное спустя год после смерти тело архипастыря оказалось нетленным.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский


Будущий святитель родился в 1644 году (по др. источникам – 1645) на Смоленщине, в городе Вязьме. Кем были его родители доподлинно неизвестно (одно из преданий связывает имена их с изображенными на Тамбовской иконе Богоматери предстоящими – преподобномученицей Евдокией и преподобным Алексием Человеком Божиим). Особое почитание святителем Питиримом Прокопия Декаполита дает твердое основание считать, что во Св.Крещении мальчика назвали Прокопием. По-видимому, юный Прокопий получил школьное или домашнее образование, и, помимо обычных предметов, изучил иконописание.

Характер, наклонности юноши и, вероятно, желание родителей определили его решение поступить в Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. По утверждению одного из жизнеописателей, в возрасте 20 лет Прокопий принял постриг с именем Питирим. Молодой монах Питирим, снискавший уважение братии, в 1677 году был избран настоятелем монастыря. Новый игумен преуспел в деле благоустройства и улучшения внутренней жизни обители.

В 1682 году была учреждена Тамбовская епископская кафедра, на которую "Февраля в 15 день (1685г. – сост.), в день недельный, повелением государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, великий господин святейший Иоаким, Патриарх Московский и всея России, поставил во епископы в Тамбов из Вязьмы Предтечева монастыря архимандрита Питирима в Соборной церкви Успения Богородицы (в Московском Кремле – сост.)".

Только в начале марта 1686 года епископ Питирим прибыл в главный город епархии – Тамбов. 17 век – время освоения Тамбовского края, поэтому прочной христианской традиции здесь не существовало.

Не по названию только явился епископ Питирим преемником апостолов: с ревностью "яже о Христе" взялся он возделывать духовную ниву. Умело, в мире и кротости, святитель врачевал "нехристианские злые прозяби" и раскол. Проповедь слова Божьего, научение основам веры - положили начало пастырским трудам. Истинный отец и добрый наставник, святитель Питирим сам терпеливо учил "четью и петью невегласов" в храме и вне его.

Опыт рачительного управителя, полученный в вяземском монастыре, пришелся как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные ловли. Доходы с полученных угодий обеспечивали нужды епархии, что помогало осуществлению замыслов святителя и развитию благотворительности (напр., выкупу полонянников). Благодаря переводу тамбовским владыкой "на селитьбу" крестьян, появились села Большая Талинка, Малая Талинка, Керша, Казыванье.

Подлинными памятниками усердного служения святителя явились Иоанно-Предтеченский Трегуляевский, Вознесенский женский монастыри и Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Согласно документального свидетельства, 15 сентября 1688 года "построил... Предтечев монастырь в Тамбовском Ценском лесу на усть Трегуляйского ржавца преосвященный Питирим епископ Тамбовский на келейные свои деньги и питал... игумена с братьею от себя...". В скором времени, при содействии основателя, пустыни удалось приобрести угодья, так что обитель смогла обустроиться и в 1691 году братия возвела деревянную церковь, освященную святителем. В монастыре находился выкопанный епископом Питиримом святой колодец.

Одновременно с мужской, святитель, оградив деревянной стеной несколько келий при устьях речек Студенца и Гаврюшки, в 1690 году закладывает женскую обитель. Первой настоятельницей предание указывает родную сестру святителя Питирима монахиню Екатерину.

В 1694 году, по благословению Патриарха Адриана, святитель Питирим начал возведение кафедрального собора. Работы велись под руководством и при участии самого святителя. Окончания же строительства тамбовскому епископу не суждено было видеть. Кончина святителя последовала 28 июля 1697 года (по др. источникам – 1698) в день празднования чтимой им Смоленской иконы Богоматери. По словам одной рукописи, "вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном". "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды", – эти слова апостола Павла (2 Тим. 4;7-8) мог бы сказать о себе великий тамбовский архипастырь, "честное и многотрудное тело" которого, согласно его воле, было погребено в южном приделе кафедрального собора.

Память о благочестивом тамбовском епископе жила в его пастве. Гробница святителя стала местом стечения богомольцев, приходивших на поклонение в кафедральный собор, чтобы отслужить панихиду об усопшем архипастыре. Случаи чудес по молитвам святителя Питирима передавались из уст в уста. С 30-х гг. 19 века в кафедральном соборе велась особая книга записи чудес, количество которых только согласно записям к началу 20 века простиралось до нескольких сотен.

Официальная канонизация святителя Питирима Тамбовского состоялась в 1914 году. Торжества проходили 25-29 июля и собрали тысячи паломников из разных мест Российской Империи. Дни торжеств отмечены множеством чудес. Участник событий описывает среди многих такое: "...слепец-мальчик подходит к гробу Святителя. Широко полагает на себя крестное знамение, усердно кланяется в землю, прикладывается к мощам Святителя с полной верой и надеждой на помощь и вдруг... мальчик на всю церковь закричал: "Деда, я вижу тебя!"

Ныне мощи святителя Питирима находятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. Сюда, к украшенной резною сенью раке, как и прежде, припадает православный люд, ища молитвенного покрова и предстательства великого светильника Церкви Русской - святителя Питирима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: