Теории происхождения искусства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

«Культурология»

Тема 4. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Тезисы лекции

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры юридической

психологии и педагогики

Протокол №3 от 25 сентября 2009

Нижний Новгород - 2009

1. Искусство как специфическая форма отражения
действительности, теории его происхождения и социальное назначение.

2. Классификация искусств.

3. Направления, течения и стили в искусстве
(в историческом развитии).

4. Современные направления и стилевые
особенности в художественной культуре.

ИСКУССТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано:

«раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель);

«исправлять природу» (Вольтер);

«способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любить (Р. Кент);

«озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман);

не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В.Г. Короленко)1,

Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительнос­ти в художественных образах; один из важнейших способов эсте­тического понимания объективной реальности, ее воспроизведе­ние в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы твор­ческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирова­ния «человеческого» в человеке.

Искусство— это «образ», образ мира и человека, сформировав­шийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме; искусство — художественное творчество в целом.

Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; Предполагает преимущественно чувственное восприятие и непре­менно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.

Теории происхождения искусства

Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30—40 тысячелетий до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.

Религиозная теория. В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство — конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства свя­зывается с проявлением божественного начала.

Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). За­ключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, ли­шенной какого-либо содержания. В силу того, что игра — явле­ние биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним из естественных природных явлений. Так как игра старше труда, то искусство — старше производства полезных предметов. Его основная цель — удовольствие, наслаждение.

Эротическая (Я. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства — укра­шательство — создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение. Или, поскольку любовные похождения как животных, так и человека сопровождаются определенными звука­ми, постольку эти любовные импульсы порождают музыку и, затем наоборот, музыка порождает любовные импульсы.

Теория подражания (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве («подражание» матери-природе и одно из средств «очищения» чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным («Поэтика»), причинами зарождения искусства он считал естественные склонности человека к иммитации, подражанию природе.

Марксизм на первый план выдвигал общественно-историческую практику, производственную деятельность людей.

Каждая из названных теорий имеет право на существование, приоритет или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: