Коммуникационный процесс (КП) и его этапы. Модели КП

Для нас, как менеджеров, важно, что к оммуникация – это носящее особый характер взаимодействие людей друг с другом, выраженное в контактах, общении и деятельности. Под словами «особый характер» мы, в основном, будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.

Одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов, да даже и коммуникацию с самим собой), я бы сказала, основным средством коммуникации является язык (вербальный человеческий язык). Термин «язык» может трактоваться также и в широком (семиотическом) смысле (включая и другие системы знаков, пример с p).

Речевая коммуникация рассматривается как частный случай коммуникации, включающий непрерывный поток мыслей и разговора. Любая произносимая фраза опосредована влиянием прошлого и оказывает воздействие на будущее. В то же время, отдельные слова или группа ещё не составляют коммуникацию. И никакой разговор не происходит изолированно от внешней среды.

При этом можно сказать, что коммуникантами не рождаются, коммуникации обучаютс я, хотя есть и определенные биологические, природные предпосылки обучения коммуникативной деятельности.

Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное (действие), то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальны е.

Например, письменность в древнем мире возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс.

Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом:

Коммуникация: вербальные – невербальные

Письменность: невербальные – вербальные (обратная сторона коммуникации)

Различные участники коммуникационного процесса требуют различных средств коммуникации. Всех участников можно разделить на инерционные системы и инновационные системы.

Пусть нам нужно реализовать какую-то систему действий за счет отвлечения людей от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Так нам надо обратиться к массовому сознанию, аэто система инерционная.Здесь нужно преувеличенное воздействие, например, через средства массовой информации (умильные рожи в рекламе чего-то сомнительно вкусного; или громкий крик оратора, обращенный к толпе).

В противоположность им инновационные системы, которыми, например, можно считать менеджеров компаний и научных работников, нуждаются в «голой правде».

Сопоставление инновационных и инерционных систем даст нам следующие результаты, представленные в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Заполнить самостоятельно, для этого сначала сформулировать условия коммуникации, а затем

Условия коммуникации Инерционные системы Инновационные системы
Отношение ко времени более важен взгляд в прошлое (А вот в наше время!) и в сегодня (День прошел и, слава Богу!) профессионально заняты будущим (время – вперед)
Оценка будущего будущее - это воспроизводимое прошлое будущее возникает впервые
Тип лидера «аксакал», старейшина (лидер старых норм) креативная личность
Тип аргументов значимо то, что уже было (например, «возврат к ленинским традициям») значимо новое

Для коммуникации с аудиторией нужны коммуникативные потоки. Если посмотреть на типыкоммуникативных потоков,под которыми мы будем понимать технологические приемы, направленные на охват целевой аудитории, то исторически, например, для охвата наибольшей аудитории они выстроятся следующим образом: рассказ прохожего (путешественника) - проповедь - газета - телевидение - интернет. Если посмотреть на типы характерных черт каждого из видов, то можно представить себе таблицу 5.2.

Таблица 5. 2 – Коммуникации и массовое сознание

  Рассказ прохожего Проповедь Газета Телевидение Интернет
Аудитория случайная сознательно собранная сознательно выбравшая Случайная, но тяготеющая к тематике канала  
Содержание (контекст) яркое событие нормы Библии Факты, аналитика Факты, аналитика, удовольствие, другое  
Время прошлое вневременное вчерашнее событие сегодняшнее событие и завтрашнее  
Регулярность случайная еженедельная ежедневная ежечасная в любое время
Эмоциональный заряд события большой эмоционально окрашенное любой любой  
Форма восприятия Слух, в основном Слух, в основном, коллективное Визуальное, персональное Визуальное, персональное  

Задание: Составить самостоятельно подобные таблицыдля деловой коммуникации и научной коммуникации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: