Конституция РФ: понятие, юридическое значение и свойства

ТЕМА 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Конституцию как правовой акт, занимающий особое само­стоятельное место в правовой системе современного демокра­тического государства, отличают следующие черты:

• особый субъект, который устанавливает конституцию, или от имени которого она принимается. В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации..., принимаем Конституцию Российской Федерации». Это первая во всей истории России Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

• учредительный, первичный характер конституционных установлений. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть.

В содержание власти вкладывается право принимать Конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя народ.

Именно на признании Конституции в качестве проявления учредительной власти народа основывается особый порядок ее принятия, ее верховенство, особая роль во всей правовой системе государства, непререкаемость для всех учрежденных ею властей, в том числе и для законодательной.

• всеохватывающий объект конституционной регламентации. Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту, затрагивая все сферы жизни общества—политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений;

• особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, возможность внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др. Эти черты последовательно отражены в Конституции РФ 1993 года, в которой впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ (ст. 4. ч. 2). Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она закрепляет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, регулируя основные направления их деятельности. С нормами Конституции должны сообразовывать свою деятельность все государственные, политические и общественные структуры.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Прямое действие Конституции выражается в следующем. Когда для упорядочивания какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо имеется противоречие между нормами закона, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения имеют основополагающее значение для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества: устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом процессе принимает участие вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Ст. 30 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия Конституции РФ.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а несоответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Конституцию отличает особый порядок ее пересмотра и внесения поправок. Согласно нормам главы 9, Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам 3—8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия Федерального Конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав 1, 2, 9 Конституции рассматриваются Конституционным собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум, поправки в них не вносятся.

Таким образом, Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами, правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъект государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

По способу изменения и внесения поправок конституции можно подразделить на жесткие и гибкие. Жесткие Конституции принимаются на референдуме или специальных конституционных собраниях. В такие Конституции поправки не вносятся, либо вносятся в особом, регламентированном порядке. Именно такой является Конституция РФ. Гибкие конституции принима­ются, как правило, парламентом и, соответственно, поправки в них вносятся законодательными органами в порядке принятия обычных законов.

По способу выражения государственной воли конституции бывают писаные и неписаные. Писаные представляют собой единый нормативно-правовой акт (Конституция РФ). Неписаные составляют ряд систематизированных актов конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев (например, Конституция Великобритании).

В федеративных государствах наряду с Федеральной Конституцией существуют конституции субъектов Федерации. В Российской Федерации конституции имеют республики в составе РФ. Все остальные субъекты согласно ст. 5 Конституции РФ имеют право принимать свои уставы, имеющие для них значение Конституции.

За время существования Российской Федерации принималось пять Конституций – в 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г., 1993 г.

Сроки их действия составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Конституция 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота Пятым Всероссийским Съездом Советов (10 июля 1918 г.). Эта Конституция закрепляла:

• диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком;

• установление полного социального равноправия и права нации на государственное самоопределение;

• создание новой системы государственных органов, прин­ципов их организации и деятельности, равноправие трудящихся.

Конституция 1918 года носила открыто классовый характер. В ней полностью утверждалась власть Советов. Конституция напрямую закрепляла установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы прав, которые они могли использовать в ущерб интересам социалистической революции.

После образования Союза ССР в 1922 г. на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция 1924 г., а не ее основе новая Конституция РСФСР 1925 года. Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 года.

Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положение о мировой революции в интересах всего человечества.

Конституция 1925 г. стала юридически более строгой и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 г.

Последующее конституционное развитие РСФСР напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания Конституции республики с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Эта конституция отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конституционно закрепленный круг прав и свободы граждан.

В 1977 году в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 г.

На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сути. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем как независимого государства после распада СССР.

В связи с этим данная Конституция, в отличие от прежних, на последних этапах своего существования была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем изменяемой самым радикальным образом.

Конституцию РСФСР 1978 г. характеризовали следующие черты: закрепление нового этапа развития — «развитого социализма», превращение советского государства из диктатуры про­летариата в общенародное. Классовый характер Конституции поддерживался идеей о ведущей роли рабочего класса, а также тем, что она еще более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций. Сохранилась в Конституции и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституция РФ 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ. В Конституцию 1978 г. впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР, незначительно расширены права субъектов Российской Федерации.

Начавшийся процесс «перестройки», демократизации всех сторон жизни общества нашел свое отражение в Законах РСФСР «Об изменениях и положениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятых в 1989 г.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Оно выразилось в следующем: отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы, что означало конституционное признание многопартийности; признание приоритета прав человека и гражданина; признание частной собственности, допущение свободы экономической деятельности; постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела иное сущностное свойство. Это уже была не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства.

В декабре 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического этапа развития России, стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Общие особенности, отличающие эту Конституцию от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постоянно реформируемой Конституции 1978 года.

Конституция 1993 года придала сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление. В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей.

Конституция внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета в ней было учреждено Федеральное Собрание, коренным образом преобразованы принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный характер внесения поправок.

Рассмотрению основных положений действующей Конституции посвящено последующее содержание данного учебного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: