Общие стратегии

В зависимости от общеэкономического состояния предприятия возможны три стратегии развития: роста, стабилизации и сокраще­ния. Стратегии роста в свою очередь подразделяются по трем на­правлениям роста: интенсификация имеющихся возможностей, объ­единение усилий с другими предприятиями и выход предприятия в другие сферы деятельности (рис. 6.2). Выбор направления роста обусловливает выбор общей базовой стратегии предприятия:

■ интенсивного роста;

■ интегративного роста;

■ диверсификационного роста.

Стратегия интенсивного роста. Стратегия интенсивного роста предусматривает достижение маркетинговых целей благода­ря интенсификации имеющихся ресурсов. Актуальна тогда, когда фирма еще не полностью исчерпала возможности, связанные с ее товарами на рынках, где она действует. Содержание стратегий ин­тенсивного роста приведены в табл. 6.1.

Интегративная стратегия. Стратегия интегративного рос­та предусматривает объединение усилий предприятия с другими предприятиями (с посредниками, поставщиками материально-тех­нических ресурсов и предприятиями-конкурентами) с целью уве­личения объема продаж, доли рынка и прибыли. Актуальна тогда, когда предприятие может повысить рентабельность, контролируя разные стратегически важные для него показатели в производстве и продаже товаров.

Рис. 6.2. – стратегии роста

Таблица 6.1 – Стратегии интенсивного роста

Стратегия Сущность Мероприятия
Проникновения на рынок Увеличение объемов продаж существующих товаров на существующих рынках ■ привлечение новых потребителей; ■ стимулирование увеличения объемов закупок; ■ поиск новых возможностей использования; ■ стимулирование сбыта
Развития рынка Увеличение объема продаж путем внедрения существующих товаров на новые рынки ■ предложение промышленных товаров потребитель­скому рынку, продажа товаров потребителям других сегментов ■ построение вертикальных маркетинговых систем, принципиально новых торговых организаций ■ проникновение в другие регионы путем создания систем эксклюзивных дистрибьюторов, использова­ния местных сбытовых сил
Развития через товары Увеличение объемов продаж путем внедрения новых товаров на традиционные рынки ■ Придание товарам новых функций ■ Повышение социальной и эмоциональной ценности, безопасности и удобства использования ■ Выпуск товаров в новой расфасовке, увеличение ассортимента, вкусовых качеств, цветов.
Развития через товары и рынки Увеличение объемов продаж путем внедрения новых товаров на новые рынки ■ Продажа товара по высоким ценам потребителям, знающим его преимущества ■ Реализация мероприятий комплекса маркетинговых коммуникации ■ Ценовая политика проникновения на рынок ■ Изменение и расширение системы сбыта

Разновидностями этой стратегии являются:

■ стратегия типа «интеграция назад» - предусматривает объединение с поставщиками материально-технических ресурсов, используется для защиты или стабилизации важных источ­ников снабжения с целью увеличения производства и сбыта продукции;

■ стратегия типа «интеграция вперед» - предусматривает объе­динение с посредниками, используется для обеспечения кон­троля за каналами распределения;

■ стратегия горизонтальной интеграции - предусматривает объединение с предприятиями-конкурентами.

Стратегия роста через диверсификации актуальна тогда, когда предприятие не имеет широких возможностей для роста или обес­печения рентабельности своего имеющегося производства, когда базовый рынок на стадии распада или когда позиции конкурентов достаточно сильные.

Разновидностями этой стратегии являются:

стратегия концентрической (вертикальной) диверсифика­ции - предусматривает производство новых товаров, которые технологически и коммерчески связаны с имеющимися това­рами. Стратегия обеспечивает гарантированные поставки ма­териально-технических ресурсов, однако чаще всего выгоднее купить товары, чем производить их собственными силами;

стратегия горизонтальной диверсификации - предусматри­вает выпуск новых товаров, которые предназначены для имеющихся клиентов предприятия, но несвязанных с имеющи­мися товарами технологически. Например, предприятие, предоставляющее ремонтные услуги ресторанам, начинает производство мебели для этих ресторанов;

стратегия конгломеративной (чистой, латеральной) дивер­сификации предполагает освоение абсолютно новых для предприятия сфер деятельности. Стратегия актуальна, если производство связанно только с одной товарной линией для уменьшения риска, либо для уменьшения суммарных налого­вых платежей - в случае, если в новой сфере бизнеса действу­ют другие, благоприятные режимы налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: