Исходя из занимаемой доли рынка, согласно Ф. Котлеру, фирма может выбрать следующие конкурентные стратегии.
Стратегия лидера (предприятия, занимающие доминирующую позицию на рынке). В основе стратегии — защита своих позиций на рынке. Удержать лидерство на рынке предприятие может, действуя в четырех направлениях, которые определяют сущность стратегии лидера:
■ расширение первичного спроса за счет нахождения новых способов использования товара, увеличение интенсивности использование товара, привлечение новых пользователей;
■ стратегия защиты позиций за счет позиционной обороны (пассивная защита своих товаров), фланговой обороны (защита и усовершенствование слабых мест в товарах предприятия), поддерживающей обороны (постоянное поддержание высокой конкурентоспособности товаров), контратак (ценовых войн);
■ стратегия демаркетинга (сокращение рынка) или диверсификации на новые рынки;
■ наступательная стратегия, предполагающая увеличение доли рынка.
|
|
Стратегии претендентов на лидерство (предприятия, занимающие вторые или третьи места на рынке). В основе стратегии -атака на позиции лидера. Возможны следующие варианты стратегии:
■ флангового наступления - предусматривает концентрацию усилий против слабых позиций лидера;
■ фронтального наступления - предусматривает концентрированный удар по сильным позициям лидера;
■ обходного наступления - имеет целью сломать позиции конкурента, наступая по всем возможным направлениям;
■ «партизанской войны» - предусматривает небольшие атаки на все рыночные позиции лидера.
Конкретные действия предприятий, которые претендуют на лидерство, могут выражаться в политике скидок, предложении наиболее дешевых или престижных товаров, расширении ассортимента продукции, инновации, в повышении уровня обслуживания, снижении затрат на производство, интенсификации рекламы и т. п.
Стратегия последователя. Последователи - это предприятия, успешно действующие на рынке и стремящиеся сохранить свои позиции, а не занять место лидера. Стратегия базируется на сотрудничестве с лидерами рынка. Как правило, такие предприятия стараются копировать поведение лидера.
Стратегия специалиста. Специалисты («нишеры») - предприятия, ориентирующие свою деятельность на обслуживании одного или нескольких сегментов рынка. Главная идея стратегии - концентрация внимания (специализация) предприятия на одной или нескольких нишах рынка. Различают специализацию на группах конечных потребителей, на какой-то стадии технологического процесса производства или связанную с любым элементом маркетингового давления.