ТЕМА 6. Стратегии бизнеса
6.1. Классификация стратегий.
6.2. Общие стратегии.
6.3. Конкурентные стратегии.
6.4. Функциональные стратегии.
Классификация стратегий
Выбирая стратегии развития предприятия, следует иметь в виду, что функциональные стратегии имеют подчиненное положение по отношению к общей и конкурентной стратегиям и рассматриваются как средства их реализации в соответствующих областях деятельности предприятия (рис, 6.1). Вместе с тем на функциональном уровне ценовая, сбытовая, коммуникативная и товарная стратегии предприятия относятся к системообразующим. Поэтому исключительно важно, чтобы решения в области функциональных стратегий, увязывались с общими и конкурентными стратегиями.
Общая стратегия предприятия связана с выбором направления развития (траекторией движения) предприятия и может определяться той конечной целью, которую оно перед собой ставит. Цели, на достижение которых направлена деятельность предприятия, могут быть различными, и поэтому общая стратегия формируется из множества стратегий, которые можно свести к трем основным типам:
|
|
1) роста;
2)стабилизации;
3) сокращения.
Наиболее часто встречающаяся на практике общая стратегия стабильности представляет собой сосредоточение на существующих видах деятельности и их поддержке. Эта стратегия обычно используется крупными предприятиями, которые доминируют на рынке, либо предприятиями, действующими на рынке с высокой ценовой эластичностью спроса, с большим потенциалом развития или с ухудшающимися условиями сбыта (в последнем случае используется разновидность стратегии стабильности - стратегия выживания).
Стратегия роста базируется на увеличении масштабов деятельности предприятия, часто через проникновение и захват новых рынков. Массовое применение стратегии роста в значительной мере определяется общехозяйственной конъюнктурой и конъюнктурой рынка конкретного товара. Однако и на неблагоприятных стадиях экономического цикла стратегия роста применима для отдельных предприятий, в результате чего изменяется структура рынка. Стратегия роста применяется также новыми предприятиями и предприятиями, выходящими на новые рынки сбыта, поскольку только реализация этой стратегии позволяет им закрепиться на рынке.
Рис. 6.1. – Иерархия стратегий предприятия
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда традиционная деятельность фирмы на традиционных рынках становится невозможной. Если предприятие действует неэффективно, но еще не достигло критической точки (банкротства), то наиболее приемлемой будет стратегия разворота, как одна из разновидностей стратегии сокращения. При этой стратегии сворачивается производство нерентабельных или низкорентабельных продуктов, резко сокращается количество привлекаемой рабочей силы, ликвидируются неэффективные каналы сбыта.
|
|
Если стратегия разворота привела к стабилизации, непосредственно после нее обычно сосредотачиваются на стратегии роста. Если же предприятие имеет несколько видов деятельности, один из которых не дает прибыли, то применяется стратегия отделения, когда данную структурную единицу либо отделяют в самостоятельное предприятие, либо продают. Реализация этой общей стратегии не сочетается с активными маркетинговыми стратегиями предприятия.
Для того чтобы предприятию удалось занять прочное место в отрасли, ему необходимо разработать также и конкурентные стратегии, связанные с ведением конкурентной борьбы и предоставлением дополнительных ценностей для покупателей.
Стратегия экономии на издержках базируется на снижении всех видов производственных и непроизводственных затрат. Экономия на издержках позволяет предприятию выдержать возможный рост цен поставщиков и ценовую конкуренцию (постоянную тенденцию к снижению потребительских цен), позволяет ему получать достаточные прибыли даже при небольшом объеме продаж.
Стратегия дифференциации означает создание предприятием продукта с уникальными свойствами, закрепленного торговой маркой. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в методах доставки, в формах продажи и сервиса и других факторах.
Стратегия фокусирования подразумевает концентрацию внимания на небольшой нише рынка путем более качественного выполнения работы по сравнению с конкурентами и удовлетворения специфических потребностей покупателя. Эта стратегия может применяться как предприятием - лидером по издержкам, так и предприятием, действующим по стратегии дифференциации. Оба варианта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевым рынком и остальными сегментами.
Стратегия сфокусированной дифференциации предполагает поиск и удовлетворение сегмента со специфическими потребностями. Стратегия сфокусированных издержек заключается в том, что предприятие пытается достичь лидерства в снижении издержек не по всей номенклатуре продукции, а исключительно в пределах выбранного сегмента.
Функциональный уровень в иерархической структуре стратегий предприятия предполагает использование целого набора маркетинговых инструментов по оценке рынков, анализу поведения потребителей, позиционированию, стимулированию продаж и продвижению.