Классификация стратегий

ТЕМА 6. Стратегии бизнеса

6.1. Классификация стратегий.

6.2. Общие стратегии.

6.3. Конкурентные стратегии.

6.4. Функциональные стратегии.

Классификация стратегий

Выбирая стратегии развития предприятия, следует иметь в виду, что функциональные стратегии имеют подчиненное положение по отношению к общей и конкурентной стратегиям и рассматриваются как средства их реализации в соответствующих областях де­ятельности предприятия (рис, 6.1). Вместе с тем на функциональном уровне ценовая, сбытовая, коммуникативная и товарная стратегии предприятия относятся к системообразующим. Поэтому исключи­тельно важно, чтобы решения в области функциональных страте­гий, увязывались с общими и конкурентными стратегиями.

Общая стратегия предприятия связана с выбором направления развития (траекторией движения) предприятия и может определять­ся той конечной целью, которую оно перед собой ставит. Цели, на достижение которых направлена деятельность предприятия, могут быть различными, и поэтому общая стратегия формируется из мно­жества стратегий, которые можно свести к трем основным типам:

1) роста;

2)стабилизации;

3) сокращения.

Наиболее часто встречающаяся на практике общая стратегия стабильности представляет собой сосредоточение на существу­ющих видах деятельности и их поддержке. Эта стратегия обычно используется крупными предприятиями, которые доминируют на рынке, либо предприятиями, действующими на рынке с высо­кой ценовой эластичностью спроса, с большим потенциалом раз­вития или с ухудшающимися условиями сбыта (в последнем случае используется разновидность стратегии стабильности - стратегия выживания).

Стратегия роста базируется на увеличении масштабов деятель­ности предприятия, часто через проникновение и захват новых рынков. Массовое применение стратегии роста в значительной мере определяется общехозяйственной конъюнктурой и конъюнктурой рынка конкретного товара. Однако и на неблагоприятных стадиях экономического цикла стратегия роста применима для отдельных предприятий, в результате чего изменяется структура рынка. Стра­тегия роста применяется также новыми предприятиями и предпри­ятиями, выходящими на новые рынки сбыта, поскольку только реа­лизация этой стратегии позволяет им закрепиться на рынке.

Рис. 6.1. – Иерархия стратегий предприятия

Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда тради­ционная деятельность фирмы на традиционных рынках становится невозможной. Если предприятие действует неэффективно, но еще не достигло критической точки (банкротства), то наиболее прием­лемой будет стратегия разворота, как одна из разновидностей стра­тегии сокращения. При этой стратегии сворачивается производство нерентабельных или низкорентабельных продуктов, резко сокраща­ется количество привлекаемой рабочей силы, ликвидируются неэф­фективные каналы сбыта.

Если стратегия разворота привела к стабилизации, непосредс­твенно после нее обычно сосредотачиваются на стратегии роста. Если же предприятие имеет несколько видов деятельности, один из которых не дает прибыли, то применяется стратегия отделения, ког­да данную структурную единицу либо отделяют в самостоятельное предприятие, либо продают. Реализация этой общей стратегии не со­четается с активными маркетинговыми стратегиями предприятия.

Для того чтобы предприятию удалось занять прочное место в отрасли, ему необходимо разработать также и конкурентные стра­тегии, связанные с ведением конкурентной борьбы и предоставле­нием дополнительных ценностей для покупателей.

Стратегия экономии на издержках базируется на снижении всех видов производственных и непроизводственных затрат. Эко­номия на издержках позволяет предприятию выдержать возмож­ный рост цен поставщиков и ценовую конкуренцию (постоянную тенденцию к снижению потребительских цен), позволяет ему полу­чать достаточные прибыли даже при небольшом объеме продаж.

Стратегия дифференциации означает создание предприятием продукта с уникальными свойствами, закрепленного торговой мар­кой. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в ме­тодах доставки, в формах продажи и сервиса и других факторах.

Стратегия фокусирования подразумевает концентрацию вни­мания на небольшой нише рынка путем более качественного вы­полнения работы по сравнению с конкурентами и удовлетворения специфических потребностей покупателя. Эта стратегия может при­меняться как предприятием - лидером по издержкам, так и пред­приятием, действующим по стратегии дифференциации. Оба вари­анта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевым рынком и остальными сегментами.

Стратегия сфокусированной дифференциации предполагает поиск и удовлетворение сегмента со специфическими потребностя­ми. Стратегия сфокусированных издержек заключается в том, что предприятие пытается достичь лидерства в снижении издержек не по всей номенклатуре продукции, а исключительно в пределах выбранного сегмента.

Функциональный уровень в иерархической структуре стратегий предприятия предполагает использование целого набора маркетинго­вых инструментов по оценке рынков, анализу поведения потребите­лей, позиционированию, стимулированию продаж и продвижению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: