Реформы общественного строя

После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократическую систему по китайскому образцу, базирующуюся на рангах и государственных должностях. Последние формально не являлись наследственными. Реформаторы сознательно почти не разрушили социальную структуру, стараясь избежать потрясений. Для них было достаточным перераспределить среди разных групп привилегированного слоя отдельные экономические преимущества, военные и административные обязанности. Статусу чиновничества уделялось особое место. Был введен табель о рангах, который претерпевал изменения. Организаторы реформ шли по пути постоянного совершенствования ранговой системы в обществе. В 676 г. вышел указ, разрешающий поступать на службу всем сословиям.

В результате кланы стали утрачивать былое политическое значение, тем более, что у них были изъяты частные земли (675 г.), но клановая система сохранилась. В 682 г. был издан указ о кланах. Многочисленным кланам рекомендовали разделиться и для каждого ответвления выбрать своего старшего. Списки кланов и кандидатур старших утверждали власти. Хотя кланы и узаконивались, но размеры их сокращались. Это дало возможность правительству наградить молодые кланы и этим повысить их социальный престиж, традиционно доминирующий на Востоке среди общественных ценностей.

В 684 г. была введена новая шкала клановых (родовых) званий из 8 степеней, которая унифицировала прежние разнообразные титулы в стройную систему с императором во главе. В следующем году были введены 48 рангов придворных званий, что отражало усложнившуюся структуру административных органов. Незначительному изменению подвергся общественный статус простонародья (если не считать важного в перспективе провозглашения их подданными императора).

Еще к моменту реформ крестьянство было неоднородным, поэтому в 675 г. сельское население пришлось разделить на 3 категории в зависимости от состоятельности. Хоть крестьяне и провозглашались держателями наделов, но из-за раздачи земель создавался слой, который носил частнофеодальный характер. В отличие от личных слуг эпохи Ямато, такие крестьяне не принадлежали своим хозяевам, но платили им ренту, пока те находились на государственной службе. Манифест внес заметные изменения в положение большинства зависимых, многие из которых получили свободу. По идее реформаторов освобожденные должны были влиться в категорию держателей государственных наделов.

Указ 664 г. упоминает и яка-бэ, т.е. рабов, среди прочих зависимых. После этой реформы рабство стало ограничиваться правительством.

Таким образом, общественная структура претерпела изменения, но полученная картина показывает, что существует разница между планами (описанными в «Нихонги») и исторической действительностью. Следовательно, то, что было задумано правительством, неадекватно воплотилось в жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: