Анализ рыночных ситуаций

При определении целесообразности создания (сохранения, реконструкции) предприятия (организации) необходим анализ состояния рынка сбыта его продукции или потребности в его услугах. Причем, в условиях неопределенности рыночной экономики важно следить за состоянием рынка и своевременно корректировать объемы выпуска продукции, ее номенклатуру. Поэтому при выполнении первого этапа может быть предусмотрен подэтап моделирования рынка для выбора товара (вида выпускаемой продукции, услуг), обеспечивающего наибольшую эффективность деятельности предприятия (организации).

Понятие рынка и товара для предприятий и организаций различного вида могут существенно различаться. Например, можно ставить практически ту же проблему не в терминах рынка и товара, а в форме определения потребности в продукции, услугах, выпускниках, или разработки производственной программы предприятия.

Есть некоторые общие условия решения этой проблемы и принципы, которые нужно отразить в модели для ее анализа.

Эти общие условия постановки проблемы можно получить на основе анализа взаимодействия предприятия (организации) со сложной средой, рассмотренной выше (см. рис. 2.1.).

Надсистема помогает выявить возможные заказы на продукцию или услуги предприятия, в том числе, и госзаказы или работы, включенные в крупные целевые программы ведущих предприятий отрасли или крупных фирм.

При анализе взаимодействия с актуальной средой необходимо выявлять производителей таких же или аналогичных товаров (конкурирующая или конкурентная среда), производителей (поставщиков) комплектующих изделий, материалов, деталей и т. п., необходимых для предприятия (дружественная среда); следует также учесть наличие на биржах сопутствующих товаров и товаров, которые выпускает или собирается выпускать рассматриваемое предприятие; существенной может оказаться и безразличная среда, т. е. наличие на рынках сбыта, казалось бы, не аналогичных и не сопутствующих товаров, но все же оказывающих влияние на реализацию выпускаемой продукции.

Например, наличие большого выбора фруктов и овощей может снизить потребность в крупах и консервах (хотя эти предприятия и не являются предприятиями – аналогами и не могут, на первый взгляд, быть конкурентами, а учет особенностей региона влияет на структуру его промышленности (например, в аграрной стране нецелесообразно развивать крупное машиностроение); следует также при выборе товаров учитывать и влияние на экологию.

Потребности подведомственной среды (системы) ничтожно малы по сравнению с рассмотренными, но ее возможности играют важную роль в определении вида выпускаемого товара (использование производственных мощностей). Следует также обратить внимание и на важность учета инициатив «внутренней» среды (собственно системы), так как побуждения и программы активных элементов системы являются весьма действенным источником самоорганизации и развития предприятия.

На основе анализа из возможных товаров для рассматриваемого предприятия выбирается конкретный вид (или несколько видов); номенклатура при этом и объемы выпускаемой продукции в процессе функционирования предприятия постоянно корректируются с учетом экономических условий (в том числе – рыночной ситуации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: