При формировании структуры целей и функций СУ районом за основу целесообразно взять методику, учитывающую взаимодействие системы со средой (рис. 3.1.).
Затем для структуризации первого из выделенных направлений, характеризующего взаимодействие СУ районом с «надсистемой»(в качестве которой рассматриваются территория и население) применяется методика Акоффа – Эмери, позволяющая раскрыть разносторонние сферы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности района и его жителей (рис. 3.2а).
При структуризации второй ветви – «подведомственные системы» - можно использовать классификатор видов деятельности, хорошо отработанный в методике Уемова – Кошарского (рис. 3.2б).
В актуальной среде целесообразно (по концепции Колосова) выделить дружественную, конкурентную и безразличную (рис. 3.2в).
Методика, учитывающая взаимодействие системы со средой.
… … … …
рис. 3.2.а рис. 3.2.б рис. 3.2.в рис. 3.2.г
Методика Акоффа - Методика Уемова - Концепция Методика, осно-
Эмери Кошарского Колосова ванная на кон-
цепции дея-
тельности
Рис. 3.1.
а)
Изобилие Правда Добро Красота
… … … …
б)
… … … … …
в)
… … …
г)
Цели Содержание Методы Средства «Входы»
и формы
… … … … …
Рис. 3.2.
А последнюю ветвь - «собственно систему управления» (содержащую подцели и функции, обеспечивающие выживание и развитие района и его администрации) – необходимо структурировать с использованием методики, базирующейся на концепции деятельности (рис. 3.2ч.).
При дальнейшей структуризации функций в разных ветвях структуры следует использовать признаки структуризации, рекомендованные для различных уровней системы.
Примеры более детальной структуризации первой из ветвей структуры целей и функций рис. 3.2. приведены на рис. 3.3.
Большинство составляющих известно опытным руководителям. Однако наглядное их представление и помещение на один уровень помогает осознать, что все они равноценны и только одновременная реализация программ по всем направлениям дает эффект целостности, обеспечит качество жизни и развитие района (региона) и страны в целом.
а)
… … … … … …
Бюро путешествий и экскурсий
| |
Среднее специальное образование
| |
б)
… … … … …
в)
… … … … …
г)
… … … … … …
Рис. 3.3.