Следует учитывать объекты управления, для обслуживания которых ИС создается.
В сфере бизнеса, и тогда информационные системы должны обслуживать бизнес-процессы.
Но там, где бизнес-процессы отсутствуют (налоговое, статистическое, региональное, муниципальное или государственное управление и т.п.) приходиться решать локальные, отдельные, слабо связанные между собой управленческие задачи.
В этом случае информационные системы создаются для обслуживания управленческого персонала, который, работает в соответствии с должностными инструкциями.
Функционально-позадачные информационные системы можно представить в виде двух частей:
- функциональной, которая состоит из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления.
Тут используются модели различного характера:
- информационные,
- математические,
- статистические и прочие.
Они выражают суть деятельности того или иного структурного подразделения.
С помощью функциональной части определяются операции, осуществляемые работниками управления, их потребности в информации, в используемой исходной документации и т. д.
|
|
Именно в функциональной части осуществляется последовательная трансформация целей управления в функции управления с последующей постановкой задач управления.
Результаты, решения этих задач являются либо прямыми предписаниями объекту управления, либо содержат учетные данные.
Функциональная часть информационной системы может в соответствии с позадачным принципом.
Тогда информационная система рассматривается как инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач.
Например
- расчет месячного плана производства;
- расчет фактической себестоимости производства;
- расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д.
В этом случае функциональная часть состоит из подсистем для соответствующего структурного подразделения.
Функциональная часть отображается в проектных материалах и в последствии материализуется в обеспечивающей части.
Обеспечивающая часть ИС состоит из: информационного, программного, технического, правового и другого обеспечения.
Пример структуры функционально-позадачной информационной системы. муниципального управления (например, управление - муниципальным имуществом, городским хозяйством, образованием, культурой и спортом и т.д.) смотри ниже.
На вход служб аппарата поступают данные из внешней среды и отчетные данные объекта управления.
Прямая связь задействуется после обработки исходных данных от объекта управления и внешней среды аппаратом управления.
|
|
Обработку данных называют решением задач.
Результаты решения задач передаются по каналам прямой связи на объект управления.
Обратная связь, отражающая фактические состояние объекта управления вместе с информацией из внешней среды, направляется в аппарат управления.
Названия функциональных подсистем в рассматриваемой схеме: Имущество, Горхозяйство, Образование, Спорт и т.д.
Каждая из подсистем состоит из задач. Например, подсистема «Имущество» содержит следующие задачи:
- формирование и ведение реестра муниципальной собственности;
- учет арендной платы: формирование договоров на аренду помещений и учет платежей;
- составление отчетности: оборотно - сальдовой ведомости,
- составление ведомости должников и т.д.
Если данный подход к созданию информационных систем используется на промышленном предприятии, то в качестве подсистем будут: Производство, Планирование, Сбыт и т.д.,
В функционально-позадачных информационных системах широко используется прикладное (специальное) программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. Предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом.
В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.