В соответствии со стандартомИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» создание информационных систем должно базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы.
Под жизненным циклом понимается период времени ее существования, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устареванием и ликвидацией.
Традиционный жизненный цикл проектирования стоит из
- анализа объекта и системы управления;
- проектирования информационной системы:
- внедрения информационной системы;
- тестирования и реализации.
В соответствии со стандартом ИСО/МЭК ТО 15504 жизненный цикл программной системы состоит из следующих процессов:
- Основные процессы;
- Процессы приобретения
- обоснование необходимости в приобретении
- выявление требований
- выбор поставщика
- поставка и приемка
- Инженерные процессы
- проектирование программных средств
- конструирование программных средств (производство программных продуктов)
|
|
- эксплуатация
- тестирование
- сопровождение
- Вспомогательные процессы;
- Документирование
- Идентификация документов на выходе всех процессов
- Спецификация которые должны получиться на выходе всех процессов
- Верификация
- Определение критериев верификации
- Организация верификации
- Идентификация дефектов
- Проверка соответствия
- Определение критериев соответствия рабочих продуктов
- Организация контроля соответствия
- Предоставление доказательств соответствия программных продуктов
- Организационные процессы.
- Административное управление
- Оценка ресурсов и работ
- Разработка планов по выполнению работ
- Организация мониторинга хода выполнения работ
- Непосредственно организационные процессы
- Определение текущей способности системы производить требуемые услуги
- Усовершенствование процессов
- Организация улучшения деятельности путем аттестации
- Сбор данных вида «цена-качество» для усовершенствования
В основных процессах фигурируют две стороны: заказчик и поставщик (разработчик). Заказчик, прежде всего, должен определиться с требованиями к будущей информационной системе.
Эти требования содержат стратегию ее приобретения (например, тендерное предложение), пользовательские требования к системе, обоснование заключения договора с поставщиком, согласование процесса приемки готовой системы.
Группа вспомогательных процессов предназначена для обслуживания других процессов.
Группа организационных процессов включает управленческие (административные) и организационные процессы.
|
|
Административное управление – это, прежде всего, планирование работы информационной системы и обеспечение того, чтобы она давала услуги, соответствующие требованиям.
Организационные процессы направлены на периодическую аттестацию основных процессов и определение уровня их соответствия установленным требованиям.
Результаты служат основанием для совершенствования информационной системы.