История развития управления персоналом

Поскольку любое социальное управление — это управление людьми, то истоки управления пер­соналом следует искать в родоплеменном обще­стве. Первые сведения о древних цивилизаци­ях и достаточно крупных организациях восхо­дят примерно к третьему тысячелетию до н.э., т.е. к временам, когда в Шумере была изобретена клинопись.

Теория и практика управления персона­лом являлись основой управления как науки. В настоящее время на­учное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социоло­гии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового пра­ва, политики и ряда других наук.

Первые заметные шаги на пути спецификации функции управления персоналом, т.е. ее органи­зационного выделения, были сделаны в средне­вековых гильдиях и цехах — объединениях ре­месленников (каменщиков, кожевников, плот­ников и т.п.). Промышленная революция и развитие капитализма в целом вытес­нили цеховую организацию в тех странах, где она получила развитие. Изменения такого рода повысили интенсив­ность и эксплуатацию труда, усилили отчуждение простых работников от собственников и управляющих, обострили социальные конфликты на предприятиях и в обществе. Политическим выражением этих произ­водственных конфликтов стало рабочее движение, во главе которого стояли профсоюзы и рабочие партии.

Формирование науки управления персоналом началось вме­сте с формированием теории управления как науки, которое про­изошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные про­блемы науки об управлении относились к управлению персона­лом. В связи с тем, что теории управления персоналом (человече­скими ресурсами) развивались вместе с различными школа­ми управления, последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие (период промышленной револю­ции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В на­стоящее время различают три группы теорий: классические те­ории, теории человеческих отношений и теории человеческих ре­сурсов.

Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий че­ловеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов яв­ляются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий приведены в табл. 1.1. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отно­шений стали применять с начала 1930-х гг. Теории человеческих ресурсов являются современными. По мере развития теории ста­новятся все более гуманными. Сущность этих теорий подробно рассматривается в специальной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: