Управления человеческими ресурсами

Для УЧР характерно рассмотрение персонала как одного из важней­ших ресурсов организации, необходимого для достижения ее всех, в том числе стратегических, целей. Сотрудники – важнейшее достояние ком­пании, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала прямо зависят экономи­ческие и иные возможности организации. Поэтому к персоналу необхо­дим интегрированный, с точки зрения всей компании как системы, под­ход. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию орга­низации (бизнеса) – важнейшее отличие УЧР от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать «челове­ческий аспект» – возможности людей и влияние на персонал [88. С. 13].

Компании, практикующие УЧР, как правило, отличаются более вы­сокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью удовлетворения потребностей потребителей. В таких компаниях лучше система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных случаев, про­гулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность трудом.

Основные отличия современного, более высокого этапа управления персоналом – УЧР от традиционного управления достаточно детально представлены в табл. 1 [123. С. 136].

Таблица 1

Особенности управления человеческими ресурсами

Управление кадрами Управление человеческими ресурсами
Вертикальное управление подчи­ненными, «кадры» – отдельная функция Горизонтальное управлениеи внимание к интересам каждого работника, акцент на формиро­вание команды
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют и т.д., персоналом же управляют линейные руководители Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают, поддержку линейному менеджменту
Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него, связь односторонняя Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование; связь двусторонняя
Цель – обеспечить наличие нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как с фактором производства, их «расставляют», как в шахматах Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалифика­ции и потенциалов со стратегией и целями компании. С сотрудника­ми обращаются как с объектом корпоративной стратегии и инвести­ций, фактором преимущества в кон­курентной борьбе
Кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой

Характерные черты управления челове­ческими ресурсами

В силу первостепенной важности персонала УЧР обычно входит в сферу компетенции не­посредственно президента компании или его первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех уровней непосредственно участвуют в управ­лении персоналом, прямо соединяя эту функцию со всей стратегией организации. Это означает, что усилия руководителей, действующих в един­стве со службой персонала, сосредоточиваются на привлечении, отборе, продвижении, стимулировании, рациональном использовании, развитии й сохранении в данной организации сотрудников, соответствующих по­требностям и стратегическим целям предприятия [138. С. 8]. Наиболее важными элементами реального УЧР являются акцент на качество привлечения, найма и развития сотрудников, применение кол­лективных, групповых методов организации труда в целях формирова­ния благоприятного климата для делегирования компетенций и ответ­ственности, а также сотрудничества работников.

На базе эмпирических исследований нескольких сот компаний, куль­тивирующих УЧР, М. Альберт выделяет перечень приоритетов их дея­тельности [79. С. 49]:

- занятие руководящих должностей в первую очередь сотрудника­ми своей компании;

- забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;

- устранение статусного разрыва между руководителями и подчи­ненными (ликвидация различных привилегий: отдельных ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);

- обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;

- поощрение открытого делового общения, обоснованности и дока­зательности решений, участия работников в принятии решений;

- увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;

- обучение работе в команде и формирование соответствующей культуры;

- участие работников в прибыли компании;

- развитие работников.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что суть современного этапа в управлении персоналом – УЧР – состоит в следующем:

1) представлении УЧР на высшем уровне руководства организа­цией;

2) его вовлечении в определение стратегии и организационной струк­туры компании;

3) участии всех линейных руководителей в реализации единой по­литики и решении задач в области управления персоналом;

4) интеграции деятельности менеджеров по персоналу и линейных руководителей, постоянном участии первых в качестве советников вто­рых при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразде­лениях и на всех уровнях корпорации;

5) системном, комплексном решении вопросов управления персона­лом и всех других стратегических задач на основе единой программы деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: