Введение. Типовые задачи описания бизнес-процессов

а ранних этапах проектов, целью которых является реорганизация бизнес-процессов и внедрение информационных систем, у руководителей и специалистов наиболее часто возникают следующие вопросы:

1. каких результатов с точки зрения улучшения деятельности организации можно добиться, используя технологииописания и реорганизации бизнес-процессов;

2. какое программное обеспечение использовать в проекте («ARIS лучше BPwin?», «ERwin лучше ARIS?» и т.п.);

3. как моделировать процессы с использованием продукта «Х»;

4. как проводить анализ и выявлять проблемы при помощи продукта «Х»;

5. какую методологию использовать для описания процессов;

6. что делать дальше с полученными моделями бизнес-процессов.

В настоящее время на российском рынке представлено достаточно большое количество CASE-систем, многие из которых позволяют так или иначе создавать описания (модели) бизнес-процессов предприятий. В то же время существуют системы, ориентированные в первую очередь на создание моделей процессов и неудобные или вообще не предназначенные для создания моделей данных и настройки СУБД. Очевидно, что выбор системы определяется целями проекта и в значительной мере влияет на весь его дальнейший ход. Рациональный выбор системы возможен при понимании руководством компании и ее специалистами нескольких аспектов:

1. целей проекта;

2. требований к информации, характеризующей бизнес-процессы и необходимой для анализа и принятия решений врамках конкретного проекта;

3. возможностей CASE-систем по описанию процессов с учетом требований п. 2;

4. особенностей разрабатываемой/внедряемой информационной системы.

Говорить о преимуществе той или иной системы/нотации бессмысленно, пока не определены тип и рамки проекта, а также основные задачи, которые данный проект должен решить. В нашей статье сделана попытка провести сравнение наиболее популярных нотаций (систем обозначений, принятых при моделировании), используемых для описания бизнес-процессов, и двух систем, поддерживающих эти нотации. Предполагается, что этот материал послужит основанием для дискуссии, посвященной проблемам эффективного применения CASE-систем для описания и анализа бизнес-процессов предприятий.

Описание бизнес-процессов проводится с целью их дальнейшего анализа и реорганизации. Целью реорганизации может быть внедрение информационной системы, сокращение затрат на выпуск продукции, повышение качества обслуживания клиентов, создание должностных и рабочих инструкций при внедрении стандартов ISO 9000 и т.д. Для каждой такой задачи существуют определенные параметры, определяющие набор критических знаний по бизнес-процессу. От задачи к задаче требования к описанию бизнес-процессов могут меняться. В общем случае модель бизнес-процесса должна давать ответы на следующие вопросы:

1. какие процедуры (функции, работы) необходимо выполнить для получения заданного конечного результата;

2. в какой последовательности выполняются эти процедуры;

3. какие механизмы контроля и управления существуют в рамках рассматриваемого бизнес-процесса;

4. роли и ответственности — кто выполняет процедуры процесса;

5. какие входящие документы/информацию использует каждая процедура процесса;

6. какие исходящие документы/информацию генерирует процедура процесса;

7. какие ресурсы необходимы для выполнения каждой процедуры процесса;

8. какие документация/условия регламентируют выполнение процедуры;

9. какие параметры характеризуют выполнение процедур и процесса в целом;

10. существует ли последовательность процессов, минимизирующая затраты (в том числе стоимость, время и т.д.);

11. насколько процесс поддерживается/будет поддерживаться информационной системой.

Описание бизнес-процесса формируется при помощи нотации и инструментальной среды, позволяющих отразить все указанные выше аспекты. Только в этом случае модель бизнес-процесса окажется полезной для предприятия, так как ее можно будет подвергнуть анализу и реорганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: