Культура и общество

В культурологическом контексте общество можно определить как социокультурный феномен, совокупность двух начал — куль­туры и социальной системы. Оно охватывает исторически сложив­шиеся формы и нормы жизнедеятельности людей. Поэтому куль­туру общества следует рассматривать только во взаимодействии и развитии социальных систем и личности, как систему норм чело­веческой деятельности.

Культура охватывает все стороны общественной жизни, влия­ет на формирование мировоззрения и общественного сознания членов общества. Категории Истины, Добра и Красоты всегда и во все времена были предметом особого внимания. Не только че­рез познание материальной жизни, но и через нравственные цен­ности формировались мироощущение и мировоззрение человека. Между культурой и мировоззрением существует тесная связь, под­черкивал А. Швейцер. «Культура является продуктом оптимисти­чески-этического мировоззрения. Лишь в той мере, в какой дей­ственно миро- и жизнеутверждающее, и одновременно этическое мировоззрение, идеалы культуры выкристаллизовываются и зани­мают доминирующее положение во взглядах индивида и обще­ства».

Взаимосвязь культуры и, мировоззрения представляет одну из объективных закономерностей историко-культурного развития че­ловечества. Понятие «мировоззрение» появилось в конце XVIII в. В предельно сжатой форме оно означает представление об окружа­ющем мире. При этом не сами по себе знания — теоретические, практические и др. о мире и человеке составляют особенность ми­ровоззрения, а их обращенность на человека, на его проблемы, воз­можность ответить благодаря этим знаниям на насущные вопросы о смысле, месте, назначении и перспективах Человека в мире.

Мировоззрение личности неповторимо, как неповторим каж­дый человек. Оно формируется прежде всего под воздействием ок­ружающей культурной среды, личного опыта, образования, вос­питания, особенностей его характера. Но в разных индивидуаль­ных мировоззрениях наряду с серьезными различиями есть и нечто общее, иначе люди просто не понимали бы друг друга. И если общество принимает определенную концепцию устройства и ви­дения мира, то мировоззрение становится достоянием больших общественных групп, основой их мировосприятия и последующего социального поведения.

Трагично для общества, если ему насильно внедряют то или иное мировоззрение. Примеров тому в истории немало, но два из них наиболее характерны: засилье идеологии реакционно-воинствую­щего католицизма в эпоху средневековья и внедрение идей марк­сизма-ленинизма в СССР и бывших странах народной демокра­тии. Естественно, что мировоззрение, державшееся на насилии, рассыпалось.

Современная цивилизация в центр мировоззренческих идей выдвигает Человека как высшую ценность и главное богатство об­щества. Актуален не только вопрос «Какой человек нужен обще­ству?», но и «Какое общество нужно человеку?». Общечеловечес­кий разум ищет ответ на этот вопрос. Но он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем среда.

Мировоззренческая идея ценности человека, его жизни заставля­ет сегодня выделять в культуре, традиционно понимаемой как вме­стилище общечеловеческих ценностей, ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму воз­можность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

В основе нравственности всегда лежит несовпадение, порой трагическое, двух начал — стремления к собственному благу и сознания ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на соединение воли каждого человека < волей бесчисленного количества других людей. Во всяком обществе (точнее, во всякой культуре) существует некое согласие, сво­еобразный консенсус относительно того, что считать моралью. Например, в рамках христианской традиции образ морали зада­вался Нагорной проповедью Иисуса Христа. Новое время выра­ботало идеал, в котором моральная личность предстает в качестве свободного гражданина.

Этический консенсус общества может меняться или видоизме­няться. Но есть устоявшиеся и всеми признающиеся понятия. Какие же нравственные ценности можно считать общечеловеческими? Те, которые должны действовать в любом обществе: доб­рота, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, совесть, мужество, справедливость, достоинство. Этот перечень можно продолжить. Но главным стержнем в нем должна проходить идея гуманизма и уважения личности.

В противовес коммунистическому лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» академик Д. С. Лихачев выдвинул идею не­коего Интернационала интеллигенции, сформулировав «Десять за­поведей человечности»:

1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой вра­гом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата сво­его.

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится все мыслимое.

10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.

Ориентированность на общечеловеческие ценности —характер­ная черта духовно развитого человека. Еще одна грань духовности человека связана с понятиями прекрасного и гармоничного, с зако­номерностями художественного освоения им мира, со всем тем, что дает возможность людям творить «по законам красоты».

Таким образом, культура как органическая часть охватывает нравственно-эстетические принципы и нормы существования чело­века и общества. Не может быть безнравственной культуры, нравственность формируется только в рамках культуры. Главным в понятии «духовная культура личности» следует считать активное творческое и вместе с тем ответственное отношение человека» жизни, природе, обществу, другим людям и самому себе, облада­ние способностью к самосовершенствованию.

Нравственность в обществе неотделима от права. Следователь но, актуально встает вопрос о правовой культуре. Она представ­ляет собой разновидность общей культуры, отражающей опреде­ленный уровень, правосознания, законности, совершенства зако­нодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура складывается из таких элементов, как правовые знания (знания о сущности права и его нормах, о законнос­ти, правовых учреждениях), правовые убеждения (правовое чувстве и правовая воля, основанные на нравственных факторах) и правовая деятельность (правотворческая, правоприменительная, правореализующая). Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей. Правовая культура личности и общества рассматривается как одна из категорий обще человеческих ценностей, как главный результат общедемократических завоеваний человечества. Она становится неотъемлемые компонентом правового государства и правового общества.

На протяжении тысячелетий просматривалась взаимосвязь культуры и религии. Как одна из форм духовной жизни человек; религия, в частности христианская, оказывала огромное влияние на развитие культурных процессов, на социально-политическую и духовную жизнь общества.

Памятники христианской культуры: Библия, Евангелие, иконография, духовная музыка, искусство, архитектура — непреходящие ценности человечества. Как бы ни относиться к религии вера как внутренняя потребность людей, лежащая в основе религиозного мировоззрения, не только в течение тысячелетий питала культуру, но и остается одним из консолидирующих и стабилизирующих факторов общественной жизни.

Неотъемлемой частью культуры является наука. Наука как производство знаний представляет собой специфическую форму действительности, существенно отличную не только от функционирования в сфере материального производства, но и от других видов собственно духовного производства. Нередко науку характеризуют как «мышление в понятиях, а искусство – «мышление в образах», подчеркивая, что первое развивает в основном интеллектуально-понятийную сторону творческой способное человека, а вторая — преимущественно чувственно-образную Однако эти различия не означают непроходимой грани мех наукой и искусством, которые объединяет творчески познавательное отношение к действительности.

Кроме производства знаний наука выполняет и такую гуманистическую функцию, как борьба за психическое здоровье народа, за ясность его ума, столь необходимого для успешного функционирования механизмов демократии и цивилизованной рыночной экономики. Все это особенно актуально для новой России, поскольку в период упадка фундаментальных наук их «экологические ниши» в сознании рядового потребителя средств массовой информации все больше занимает всяческая антинаука.

Наука, ориентированная на критерии разума, в принципе противоположна религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные начала. Если наука изучает действительность исходя из нее самой, требует рационального обоснования и практической подтверждения получаемых ею знаний, то религия свою главную опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и непререкаемости авторитета канонических текстов. Однако, писал академик Н. Н. Моисеев (1917—2000), «по моему мнению, неправомерно противопоставлять рациональное и религиозное мышление. Наука вполне совместима с религиозным убеждениями, а тем более с религиозным чувством — основе любой веры. Они никак не противоречат друг другу, отражая сущности двух кардинальных вопросов. Один из них порожден практикой человеческой деятельности, требованиями сохранения род человеческого, заложенными в нашем генетическом единстве, другой возник вместе с духовным миром человека».

Значение религии для образованного человека и ученого хорошо показал создатель теории относительности Альберт Эйнштейн. Он считал себя религиозным человеком, хотя и в особом, «эйнштейновском» понимании: «... каждый, кто серьезно занимается наукой приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух значительно превосходящий наш человеческий. Перед лицом это го высшего духа мы с нашими скромными силами должны ощутить смирение. Так, занятия наукой приводят к благоговейном чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной ре­лигиозности. А. Эйнштейн утверждал, что вера в осмысленное мироздания вдохновляет исследователя. Религиозный ученый раскрывая мировые закономерности в просторах Вселенной или глубинах атома, видит в них проявления Мирового Разума К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, Л. Пастер Н. Фарадей, А. М. Бутлеров, Н. Бор, Н. И. Пирогов, Д. С. Лихачев М. Планк, А. Д. Сахаров —список далеко не полный, и в нем без дна верующих блистательных умов.

В принципе разжигание антагонизма между религией и наукой верующими и неверующими как со стороны церковных фанатиков фундаменталистов, так и со стороны «воинствующих атеистов» столь же безнравственно и свидетельствует об отсутствии культуры, сколь и разжигание межличностной, межсословной, а тем более классовой и расовой ненависти. Не случайно периоды религиозной или атеистической нетерпимости совпадают с наиболее мрачными страницами истории человечества, как это показывают инквизиционные трибуналы средневековья и безбожные революционные катаклизмы, жертвой которых становится культура.

Важной характеристикой общей культуры человека, его личности, его отношения к миру, обществу и другим людям служи уровень философской культуры. Философия и философские дисциплины учат анализировать различные явления и процессы окружающего мира, находить причинно-следственные связи, формируют культуру мышления. Философия помогает выработать целостный взгляд на общество, на связь права с экономикой 1 политикой, духовной сферой общественной жизни.

Культура обусловливает эффективность и такой глобальной сферы общественной жизни, как политика. Политическая культура выражает совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. Принято разделят политическую культуру общества и политическую культуру личности. Первая — является показателем духовного уровня преимущественно доминирующих социальных групп, она отражает главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вт рая — проявляется на уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности формируется по схеме: знания — убеждения — практические действия.

Исходя из общего определения культуры, политическую культуру кратко можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих данному социально субъекту.

В российском обществе, ориентирующемся на демократический путь развития, одной из актуальнейших выступает проблема взаимосвязи культуры и демократии. Эта взаимосвязь проявляется в том, что демократия способствует развитию культуры и, наоборот, культура содействует формированию демократии.

Однако здесь следует обратить внимание на тот аспект, что по проблемам взаимосвязи культуры и демократии нет однозначного мнения. Например, по этому поводу Н. Бердяев писал: «Демократизация неизбежно ведет к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века. Никогда еще не было такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним ее уровнем, как в наш буржуазно-демократический век... Демократизация и социализация человеческих обществ вытесняет высший культурный слой. Но без существования такого слоя и без уважения к нему культура невозможна. Это нужно сознать и сделать отсюда все неотвратимые выводы».

Сегодня едва ли не общим местом политологии и культурологии стал бесспорный тезис о невозможности полной свободы и демократии там, где отсутствует культура. В данном соотношении демократия как одна из форм власти есть высший продукт и достижение культуры. Следовательно, сколько бы ни называли себя некоторые режимы «свободными», «демократическими», «социалистическими» и т. п., в силу недостаточной общекультурной основы их государственности они таковыми не являются.

Главные требования демократии в межличностном и межпартийном отношениях — взаимная терпимость, уважение к колле­гам и оппонентам, критическое отношение к самому себе и, ко­нечно, суверенитет личности. Кроме того, в современном мире одним из определяющих показателей социокультурного уровня общества является соблюдение прав человека.

В настоящее время особую актуальность приобретают пробле­мы культуры межнациональных отношений. У каждого человека есть национальные, специфически социальные по своей природе, про­исхождению и функциям духовные устои, так называемые ценно­стные ориентации: нравственная, идеологическая, эстетическая, по­литическая, правовая и другие компоненты сознания, «задающие» личности программу деятельности и поведения, а также отноше­ние к другому человеку, другой нации, другой культуре, духовной и материальной. Ядром культуры межнациональных отношений должны стать: гуманизм, признание приоритета личности, уваже­ние человеческого достоинства, толерантность, бережное отноше­ние к национальным традициям и обычаям. В цивилизованном об­ществе считается антигуманным ограничение духовной, политичес­кой и экономической свободы по этническим признакам.

Собственно культура может выражаться не только в достиже­нии полезных для всех людей результатов, но и в совершенство­вании личности самого человека. Внутренне преобразуясь, полноценная личность не ограничивается лишь освоением прошлого опыта, а обретает способность к творческому познанию матери­ального и духовного наследия.

Поэтому взаимосвязь культуры и общества включает также проблему сохранения культурных ценностей и культурного наследия. Что входит в содержание понятий «культурных ценностей» и «культурного наследия»? Их определение дается в Конституции Российской Федерации (1993 г.) и Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принятом 9 октября 1992 г. В статье 3 «Основ законодательства... говорится: «Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры национальные традиции и обычаи..., произведения культуры искусства, результаты и методы научных исследований культур ной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Культурные ценности — это особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетворить духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себе художественную либо научную, мемориальную или иную культурную ценность. Под культурными ценностями, в том числе и памятниками культуры, природы, понимаются как движимые, так и недвижимые объекты. Памятники истории и культуры являются стоянием народа и составляют неотъемлемую часть его истории культурного наследия, свидетельствуя об огромном вкладе в развитие не только национальной, но и мировой цивилизации. «Смертный грех народа, — пишет один из патриархов российской культуры академик Д. С. Лихачев, — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество все считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом). Культурными ценностями не может распоряжаться только правительство, парламент, но вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим».

«Культурное наследие» народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» («Основы законодательства РФ о культуре», ст. 3). Еще раз обратимся к размышлениям Д. С. Лихачева. В указанной статье он подчеркивает, что культураэто святыни народа, святыни нации. «Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления), понятие «Святая Русь»? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но и религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, связанные с исторической памятью. «Святая Русь» — это святыни нашей культуры: ее наука, ее тысячелетние культурные ценности, ее музеи, включающие ценности всего человечества, а не только народов России. Ибо хранящиеся в Росси памятники античности, произведения итальянцев, французов, немцев, азиатских народов также сыграли колоссальную роль в развитии российской культуры и являются российскими ценностями поскольку, за редким исключением, они вошли в ткань отечественной культуры, стали составной частью ее развития».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: