Эволюция понятия культуры

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

«Культурология»

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Тезисы лекции

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры юридической психологии

и педагогики

Протокол №3 от 25 сентября 2009

Нижний Новгород - 2009

1. Эволюция понятия культуры.

2. Структура культуры.

3. Функции культуры.

4. Культура и общество.

5. Закономерности функционирования и развития
культуры.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ

Выяснение сущности и предназначения культуры следует на­чать с ее определения как коллективной памяти народа и своеоб­разного способа человеческого бытия. В культуре слито истори­ческое и современное, прошлое и настоящее, специфическое и общее, традиционное и новаторское. Нарушение этого единства чревато искажениями в ее развитии.

В человеческой истории все взаимосвязано. Чем привлекают нас древнегреческие мифы? Почему и сегодня наши театры ставят «Ме­дею» Еврипида и «Антигону» Софокла, а мы с напряжением наблю­даем за действием и сопереживаем героям? Почему интересны для нас странствия и проповеди Иисуса Христа? Или, скажем, восточ­ная культура. Чем она притягивает нас? Глубиной мысли, косми­ческим разумом, твердостью духа. Культура эпохи, культура наро­да, та или иная религия — уникальные явления. Они включают в себя и эпос (сказки, мифы, предания), и научные открытия, изоб­ретения, ремесла. Культура составляет базу цивилизации.

Культурология рассматривает культуру как особую реальность, которая может быть познана человеком на основе выявления ме­ханизмов и законов ее функционирования и развития. Процесс по­знания необходим для более глубокого понимания того, что есть человек, каков человек нашего общества, чем отличается одна культура от другой, каков особый смысл искусства, науки, рели­гии, устного и письменного слова в структуре культуры.

Термин культура (лат. — возделывание, обработка зем­ли — аналогично хозяйству) в своем этимологическом значении восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие «культура», как и производное от него понятие «культ», изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столе­тий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» в широком понимании. Он охватывал со­вокупность социального наследия в области техники, науки, ис­кусства и политических учреждений.

Впервые понятие, близкое к культуре, появилось в трактате о земледелии римского государственного деятеля и писателя Мар­ка Порция Катана (234—149 до н. э.), где встречается слово (в пе­реводе с латинского) «агрикультура». Речь шла не только об обработке земли, но, главным образом, об уходе за участком. Воз­делывание почвы, как утверждал автор, вообще невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.

В трудах Цицерона (106—43 до н. э.) встречается уже расширитель­ное толкование культуры как «обработка, совершенствование души», умственная деятельность; говоря о возделывании, он имел в виду не землю, а духовность. Именно поэтому он рассматривал философию как культуру духа и ума. Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т. п.

В ходе исторического развития это понятие претерпевало слож­ную эволюцию. Сначала предпринимались попытки осознать, что такое «культура», это было предметом внимания главным обра­зом философов. Однако вплоть до XVIII в., то есть до торжества эпохи Просвещения, когда после Средневековья главной ценнос­тью провозглашался человек и его разум, слово «культура» как оп­ределенный, общепризнанный термин вообще не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий. Французские просветители Вольтер (1694—1778), Кондорсе (1743—1794) и дру­гие сводили содержание культурно-исторического процесса преж­де всего к развитию человеческого «разума», к борьбе «варварства» и «цивилизации». Но уже тогда в трудах Жан-Жака Руссо как ре­акция на издержки зарождавшейся буржуазной культуры появля­ется и ее критика, определенная идеализация «дикаря» в качестве «естественного человека». Руссо поставил под сомнение роль на­уки и искусства в улучшении природы людей, провидчески ощу­щая ныне ставшую реальностью слишком высокую цену «прогрес­са» для душевного и физического здоровья человека.

В отличие от французских просветителей, преклонявшихся перед «разумом», великий немецкий философ Иммануил Кант (1724— 1804), хотя и признавал в основе мироздания триаду идей — «ис­тина», «добро» и «красота», пришел, однако, к преимущественно мо­ральному осознанию понятия «культура». Сделав особый акцент на моральной стороне бытия, считая культуру данной Богом способ­ностью человека подняться от «животного», чувственного состоя­ния к высоконравственному существованию, повинуясь внутрен­нему стремлению к добру, Кант назвал это «категорическим импе­ративом». Основной закон кантовской этики гласит: «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»1. Впрочем, задолго до Канта, еще в V в., Иоанн Златоуст утверждал, что греховно рассматривать че­ловека как средство или как инструмент. Схожие идеи развивали и другие выдающиеся философы — Б. Спиноза (1632—1677), Л. Фей­ербах (1804—1872), К. Маркс (1818—1883), 3. Фрейд и другие.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759—1805) пытался снять кантовское противоречие между «природным», «чувственным», с одной стороны, и «моральным» — с другой. Если у Канта сущность культуры заключалась в преодолении животного, чувственного начала в человеке не только силой разума, но прежде всего силой морали, а Шиллера сводилась к примирению чувственных и рационально-этичес­ких начал, то у его современников — Фридриха Вильгельма Шеллинге (1775—1854), поэтов-романтиков братьев А. и Ф. Шлегелей (1767—184* и 1772—1829 гг.) и других на первый план выдвигается эстетически осознание культуры. Главным ее содержанием провозглашается художественная деятельность людей как средство божественного преодоле­ния в них животного, естественного начала. Эстетические взгляды Шел­линга наиболее полно изложены в его книге «Философия искусства» «Искусство — это как бы завершение мирового духа, — писал он, — ибо в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое искусство есть самосозерцание абсолюта».

Попытку примирить «просветительское» и «романтическое) толкование культурной эволюции человечества сделал другой великий немецкий философ — Георг Вильгельм Фридрих Гегель, который выделялся обостренным вниманием к истории мировой духовной культуры. Уже в ранней работе философа «Феноменология духа» она выступает как закономерное развитие, постепенное выявление творческой силы существующего вне че­ловека «мирового разума», отождествляемого с Богом. Сущность культуры, по Гегелю, определяется не преодолением биологичес­ких начал в человеке и не творческой фантазией выдающихся личностей, а духовным приобщением индивида к мировому целому, включающему в себя как природу, так и историю. Но поскольку это целое есть порождение «мирового разума», «мирового духа», «абсолютной идеи», приобщение к ним индивида становится воз­можным лишь в форме максимального понимания мира, макси­мальных знаний. «В развитии всеобщности мышления состоит аб­солютная ценность культуры», — писал Гегель.

Английский этнограф Эдуард Барнетт Тэйлор (1832—1917) в своем капитальном труде «Первобытная культура» (1817 г_)-писал: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нрав­ственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»3. Его коллега, немецкий этнограф Генрих Шурц (1863—1903), опреде­лял культуру как «наследие труда предшествовавших поколений, насколько оно выражается в учреждениях, сознании, работе и результатах работы каждого живущего поколения. Все результа­ты материальной культуры являются лишь внешним выражени­ем внутренних процессов, к которым они относятся, так же, как вечно меняющиеся атомы тел к той живой силе, которая их со­здает и поддерживает. Историю культуры можно назвать, следо­вательно, историей человеческого ума».

Наш замечательный соотечественник Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями»

Один из выдающихся гуманистов XX в. немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) в книге «Культура и эти­ка» вопрос о культуре ставил следующим образом: «Что такое куль­тура? Культура — совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов».

Подводя общий итог развитию культурологической мысли, мож­но сказать, что распространенные в Европе представления о куль­туре так или иначе носили религиозный характер и сводились:

а) к ее пониманию как преодолению в «естественном человеке» не природного, чувственного начала преимущественно силой «разума» (энциклопедисты), силой внутреннего «нравственного закона» (Кант), эстетической, художественно-творческой деятельностью (Шеллинг), или, наконец, самой принадлежностью к человеческому роду, ставшему инструментом воплощения «абсолютной идеи», «мирового духа (Гегель);

б) к представлению о том, что человечес­кая культура, тесно связанная с историей, развивается по непрерыв­ной и притом восходящей линии, подчиняясь общему закону эво­люции и прогресса

Однако все домарксистские концепции куль­туры исключали или недооценивали ее материальную основу, так или иначе сводили «культуру» к «искре Божьей» и включали в это понятие лишь духовные проявления и завоевания человека — на­уку, мораль, искусство, философию, право и т. п.

Таким образом, в культурологии сложилась основанная на тра­дициях философии Канта и Гегеля точка зрения рассматривать культуру главным образом как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы чело­века и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творчес­кий акт понимался как мистическое откровение, озарение худож­ника, а все разнообразные культурные процессы сводились к ду­ховному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Современная наука в противоположность статичным ее опреде­лениям как системы, упорядочивающей идеи и чувства, или как «экрана» знаний, своеобразного «приемника» поступающей извне информации рассматривает культуру в аспекте жизнетворчества — творчески созидательную деятельность по преобразованию при­роды и общества, результатами которой являются постоянное по­полнение материальных и духовных ценностей, совершенствова­ние всех сущностных человеческих сил8.

Культура в широком смысле – все, что создано человечеством в отличие от явлений природы. Культура — это «вторая природа», представляющая совокупность материальных и духовных ценностей, ко­торая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, а культурный процесс включает способы и методы созда­ния орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку.

Социальный феномен культуры полифоничен (многообразен) может быть выражен в следующих характеристиках:

1) это система общих ценностей, представлений о жизни людей, связанных общ­ностью определенного образа жизни;

2) коллективная память на­рода, своеобразный способ человеческого бытия;

3) совокупность достижений того или иного народа в производственной, обществен­ной и духовной сферах деятельности;

4) уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности;

5) освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы, все сделанное руками и разумом человека;

6) просвещенность, об­разованность, начитанность;

7) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

Таким образом, предельно сжато можно дать следующее опре­деление: культура — это специфический способ организации и раз­вития человеческой жизнедеятельности, представленный в продук­тах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражает достигнутый человечеством уровень исторического раз­вития, а культурный процесс включает в себя способы и методы со­здания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания — главных составляющих жизне­деятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь ха­рактеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного — культуру принято подразделять на мате­риальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятель­ность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производ­ства (орудия труда, технологические процессы, способы возделы­вания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т. е. места жительства (жилища, дома деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу ит. д. По определению американского социолога У. Огборна, тер­мин материальная культура относится ко всем материальны»» предметам, а также изобретениям и переменам в развитии техно­логии. Материальную культуру изучают археология, этнография история, экономические и др. науки.

Духовная культура сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т. д.); сами продукты духовной деятельности — духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т. л Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относят ся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язы и письменность и т. д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется не только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, чтоименно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивы проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его куль тура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и раз вития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляв культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это — отношения человека с природой; отношение человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т. е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, сим­волы и культурные традиции представителями разных исследователь­ских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой облас­ти культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко — в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно разви­ваться самые различные взгляды и мнения. Именно из многоцвет­ной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.

С философской точки зрения культура понимается не просто как сумма идей и вещей, которые можно выделить, отделить друг от друга, описать. Многозначность понятия «культура» заключается в следующих характеристиках:

• культура характеризуется как мера освоения человеком предметно-вещного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

• культура проявляет себя как определенная совокупность средств, способов и регулятивов осмысленной человеческой жизнедеятельности;

• культура выступает как сложная, многоуровневая система
ценностей и специфических качественных характеристик;


культура - важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания — природе — и источник общественных преобразований;

• культура является сферой подлинного родового проявления человеческой природы;

• культура — форма исторического движения человека и общества к свободе, по пути прогресса.

Весь мир человека — мир его культуры, и вопрос о культуре это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе. Такое отношение свойственно только человеку, и понять его сущность, его рождение и развитие — это и есть задача исследований в области философии культуры. Поэтому действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей,] способностей, форм общения и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: