Функции культуры

Среди разнообразных функций, которые выполняет в обществе культура, ведущая роль должна быть отведена гуманистической или человекотворческой функции. Гуманизм (лат. — человеческий, человечный) обычно определяется двояко. В семантическом смысле данный термин объясняет культурное движение эпохи Возрождения. В современном знании — это система взглядов, в которой признается ценность человека как личности, его неотъемлемое право на свободу и благополучие, развитие и проявление своих способностей. Добиваясь социальных условий жизни, люди одновременно развивают свою собственную природ. Это главное. Культура — совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что это прогресс служит духовному совершенствованию индивида к прогресса прогрессов. Гуманизм выступает основанием, общим знаменателем этого важнейшего человекотворческого акта.

Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рацинальность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно — культура формирует свой особый смысловой мир, в то время, как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия — вероисповедный мир. В культуре смыслы не противо­речат рациональности и вере: наука и религия — составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в по­знание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств.

Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что лю­ди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний при­родный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувства­ми, волей и характером человека. В этом отношении мир как но­ситель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций яв­ляется деятелыюстная (праксиологическая) или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование при­роды и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Она ре­ализуется различными путями. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются при­рода, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком много­образии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкрет­ных методов. В органическом сочетании научной рациональнос­ти и чувственных форм постижения собственной души и внеш­него мира состоят важные гносеологические особенности и преиму­щества культуры.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. — руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответ­ствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

Специфический характер носит регулятивная функция культу­ры. Она связана прежде всего с общественным и отраслевым раз­делением труда, имеющим культурное значение. Деятельность раз­личных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной Одни занимаются преимущественным образом производством научной работой, другие — техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культур­ный досуг и т. п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его стратификационная(Стратификация культурная (от лат. — слой) — наличие в совре­менной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики) структура тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурное значение. Помимо этого регулятивная функция культуры проявляется и в том, что независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене видов занятий, в снятии напряжения.

Многофакторный характер носит информационно-коммуникативная функция. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция: состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, не посредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать е росту, духовному совершенствованию.

К особой функции культуры следует отнести социализацию -процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

Существенное значение имеет адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура консервативна, современное общество в цивилизационном и особенно в формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большой степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранения своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.

Воспитательная функция культуры. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляете культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всесторонне развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его ум душу и социальную зрелость. Сама культураважнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: