Введение. Министр образования и науки

Согласовано

Министр образования и науки

Республики Казахстан

____________ А.Саринжипов

«» _________ 2014 г.

Программа курсов повышения квалификации

Педагогических работников РеспубликиКазахстан

ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМОПОЗНАНИЕ»

Третий (базовый) уровень

Рекомендована к печати Методическим советом

ННПООЦ «Бобек», 2014

ННПООЦ «Бобек», 2014

Все права сохраняются. Запрещается полное или частичное воспроизведение или передача настоящего издания в любом виде и любыми средствами, включая фотокопирование и любую электронную форму, без письменного разрешения держателя авторского права.


Содержание

Введение......................................................................................................................................... 4

Цели Программы............................................................................................................... 7

Задачи Программы............................................................................................................ 8

Ожидаемые результаты Программы................................................................................ 8

Особенности Программы................................................................................................. 8

Научно-теоретические основы Программы................................................................... 9

Принципы Программы................................................................................................... 10

Структура и этапы Программы...................................................................................... 11

Учебный план.............................................................................................................................. 13

Основное содержание программы............................................................................................ 23

Критерии оценивания портфолио............................................................................................. 56

Литература................................................................................................................................... 63

Контактная информация............................................................................................................. 66

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность «Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» для педагогических работников Республики Казахстан» (далее – Программа) обусловлена целями и задачами Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг. Вопросы актуализации нравственно-духовного развития казахстанцев поставлены на повестку дня целым рядом программных выступлений Главы государства. Данная Программа разработана в целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, посланий Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства», «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования. В свете вышеназванных программных документов, определяющих приоритеты развития казахстанского общества, основным направлением образовательной политики должно стать совершенствование системы подготовки педагогических кадров в аспекте усиления роли и значимости нравственно-духовных основ в национальной системе образования.

В Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012 г.) говорится: «… Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо»[1].

Решать поставленные Президентом задачи призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысқызы Назарбаевой по нравственно-духовному образованию, который занял достойное место в системе образования РК. Образовательная программа «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном образовании детей и учащейся молодежи.

Начиная с 2010-2011 учебного года в Казахстане осуществляется массовое внедрение предмета «Самопознание». Он включен в инвариантную часть учебных планов организаций образования. Предмет «Самопознание» позволяет человеку обрести истинное счастье, удовлетворенность жизнью и спокойствие духа, способствует совершенствованию характера и развитию целостной гармоничной личности. Нравственно-духовное образование детей и молодежипризвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

К сожалению, главный упор в современном образовании делается на интеллектуальном развитии, которое нацеливает ребенка лишь на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия. Стремление к личному материальному благосостоянию, развитию интеллекта и высокому социальному положению – скорее признаки слабости, а не силы. Только проявление хорошего характера и хорошие поступки человека являются истинной силой человека. Действительно, несмотря на растущие удобства современной цивилизации в мире отсутствуют спокойствие и надежность. Причина этого в порочных поступках человека. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Действительно, во второй половине ХХ века человечество столкнулось с глобальными кризисами, которые затронули все стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека (экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные конфликты). Одним из ведущих центров, занимающихся поиском путей выхода из глобального кризиса, является «Римский клуб», объединяющий в своих рядах видных учёных, политиков, бизнесменов всего мира. По заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания. Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всегодуховно-нравственныепроблемы.И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.

Основой появления глобальных проблем человечества является широкое распространение идеологии потребительства. Каждое удовлетворение определённой потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг растущих потребностей. Следовательно, необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о переориентации человечества с идеологии растущего потребления материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.Речь идёт об изменениях социальных и нравственных установок общества и ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.

О важности духовно-нравственного образования говорили великие казахские классики. Например, ШакаримКудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня мечта ШакаримаКудайбердыулы осуществилась, так как уроки самопознания, которые ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана, – это и есть уроки совести.

ШакаримКудайбердыулы считал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце … С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения»[2].

Искреннее сердце (Сердце)


Совестливый разумЧестный труд

(Голова)(Руки)

Рисунок 1.Единство сердца, головы и рук.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сейчас следует обратить особое внимание на цели и приоритеты образования. Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные объемы информации. О руках тоже заботятся, стараясь развить некоторые навыки. Область же, которой пренебрегают – это сердце. Истинное образование должно объединить сердце, ум, и руки. То, о чем думает голова должно быть глубоко прочувствованно сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. Действительно, цель образования во всестороннем целостном развитии ребенка. В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать высшую нравственно-духовную природу ребенка. Тогда мы получим не только академически успешного человека, но и человека достойного характера.В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который ещё в своё время писал, что: «Сосуд, хранящий ум и знания – характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний»[3].

Анализ современного состояния массового внедрения предмета «Самопознание» выявил ряд проблем, связанных с непониманием важности и сути нравственно-духовного образования, значительные проблемы в кадровом обеспечении, несогласованность действий контролирующих и регламентирующих органов в сфере воспитания и нравственно-духовного образования.

По результатам исследований, инициированных и проведенных ННПООЦ «Бөбек», только 50% педагогов из общего числа опрошенных респондентов, считают себя готовыми к преподаванию предмета «Самопознание». Члены выездных мониторинговых групп отметили, что отдельные учителя, администрация школ и проверяющие не понимают важности и глубинной духовной сути предмета «Самопознание».

Во многих организациях образования администрация относится к предмету «Самопознание» не серьезно. Учителя подбираются по принципу «нехватки часов по основной нагрузке», часто уроки самопознания не проводятся, вместо них проводят подготовку к ЕНТ в старших классах, и дополнительные уроки по основным предметам в младшем и среднем звене.

Администрацией не осознается воспитательный потенциал предмета «Самопознание» и вся воспитательная работа в школе ведется формально, для отчета, в то время как программа нравственно-духовного образования «Самопознание» может стать объединяющей основой всех традиционных видов воспитания: патриотического, экологического, гражданского, культурного и т. д.

Уроки отдельных учителей самопознания демонстрируют приоритет внешних атрибутов в ущерб внутренней сути, превращая занятие в своеобразное шоу. На вопрос: «Как Вы считаете, должен ли учитель Самопознания следовать в своей жизни тому, чему он учит на уроках?» 2,9 % учителей ответили «не должен», что свидетельствует о непонимании ими роли учителя самопознания. Лица, осуществляющие проверку уроков самопознания, часто сами проявляют элементарную некомпетентность в вопросах нравственно-духовного образования и в современных требованиях к уроку и оформлению кабинета.

Из вышеизложенного вытекает необходимость качественно изменить подходы к профессиональной подготовке педагогов, наполнить новым содержанием курсы повышения педагогической квалификации. Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. В этом случае мы получим не только академические успехи, но и возможность обеспечить гармоничное всестороннее развитие Человека или становление человека совершенного характера.

Успешной практической реализации концептуальных основ программы способствует ее структурированиена три четко выраженных этапа, позволяющих создать непрерывный режим личностного, духовно-нравственного роста и профессионального обучения и сотрудничества: этапы «От сердца к сердцу», «Практика ценностей» и вновь –«От сердца к сердцу».

Тематическое содержание первого этапа реализации Программы «От сердца к сердцу» построено в соответствии с решением главной задачи курсовой подготовки – помочь каждому слушателю по-новому осмыслить свое предназначение как учителя и человека. Содержание курса рассчитано не только на получение информации о том, что и как преподавать, но, прежде всего, на трансформацию или преображение личности учителя. Это будет способствовать развитию умения учителя создать такие условия для учебной деятельности, чтобы каждый ученик смог раскрыть свой внутренний духовно-нравственный потенциал.

Три модуля Программы:

Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Методика реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

На этапе «Практика ценностей» учитель проводит серию последовательных уроков на уровне класса,организует внеучебную деятельность и проводит родительское собрание в свете идей Программы. Также учитель пишет реферат об общечеловеческих ценностях, в котором отражается его понимание и практика ценностей в жизни.Одним из новых подходов, включенных в содержание Программы, является то, что учитель в первую очередь сам должен осознать свою духовную природу, стать для детей примером следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни. Только в этом случае он сможет донести необходимое знание до каждого ученика.

В Программу включен список рекомендуемой литературы, который, естественно, не может претендоватьна исчерпывающий характер в динамично развивающейся мировой системе образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: