Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и обороны, входя в земли одной категории, из-за неоднозначности специфики своего назначения имеют отдельные характеристики и свойства.
Землями этой категории ст. 65 определяются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель указанной категории устанавливается законом. От других категорий земель они отличаются своим основным целевым назначением, которое отображается в наименовании видов этих земель.
Несельскохозяйственное использование земель данной категории – это один из главных признаков, которые характеризуют их правовой режим.
Земли этой категории разделяются на самостоятельные виды:
· промышленности;
· транспорта;
· связи;
· энергетики;
· обороны
· др. назначения.
Критерием такого разделения является характер специальных задач, для осуществления которых и предоставляются соответствующие земельные участки. Правовой режим каждого из названных видов земель регулируются отдельными статьями ЗК (ст. ст. 66-77). Они используются не как средство производства в с/х или лесном хозяйстве, а главным образом как пространственная база, месторасположение средств того или иного видов деятельности не с/х характера.
|
|
К землям промышленности(ст. 66) относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных зданий и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий, других сооружений.
Вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предотвращения ухудшения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные участки и другие природные объекты, в соответствии со ст. 112 ЗК, создаются охранные зоны (санитарно-защитные зоны).
Кроме того, вокруг промышленных объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышения уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объектов от территории жилой застройки создаются санитарно-защитные зоны (ст. 114 ЗК). Эти зоны имеют особый правовой режим, в соответствии с законом.
К землям транспорта (ст. 67) относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям ж/д, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.
|
|
Действующее законодательство (Закон «О транспорте») закрепляет возможность установления охранных зон с особенными условиями использования земель с целью обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от негативного влияния указанных объектов на землях, предоставленных предприятиям транспорта.
К землям ж/д транспорта (ст. 68) принадлежат земли полос отвода ж/д под ж/д полотном и его обустройством, станциями со всеми сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, колейного, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водо-обеспечения, канализации; под защитными и закрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и сооружениями и др. сооружениями, необходимыми для обеспечения работы ж/д. Правовой режим регулирует Закон Украины «О ж/д транспорте».
Для обеспечения в пределах полос отвода нормальной эксплуатации ж/д колей, ЛЭП и связи, других приспособлений и объектов общего пользования, а также в местах, где есть опасность сдвига, обвалов, размывов, селей, снегозаносов и др. опасных влияний, устанавливаются охранные зоны.
Земли морского транспорта (ст. 69) – земли под:
А) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями, устройствами, объектами обще портового и комплексного обслуживания флота;
Б) гидротехническими сооружениями и способами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами и т.п.
Земли речного транспорта (ст. 70) –это земли под:
А) портами, спец. причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, которое обслуживает речной транспорт;
Б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
В) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-техническими зданиями;
Г) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
Д) зданиями, береговыми навигационными знаками и др. сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями и т.п.
К землям автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71) относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, СТО, АЗС, АТП и заводами, и т.п.
К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенных в границах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, которые находятся за границами полос отвода, если на них расположены сооружения, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог, а именно:
· параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения и т.п.
· площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
· здания (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
· защитные насаждения.
Правовой режим земель определяется Законом «Об автомобильном транспорте».
К землям авиационного транспорта (ст. 72) относятся земли под:
А) аэропортами, аэродромами, отдельными сооружениями (объектами управления воздушного движения, и т.п.), служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, которые обеспечивают работу авиационного транспорта;
|
|
Б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы со всеми обслуживающими сооружениями и зданиями;
В) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами и др. площадками для эксплуатации воздушных судов;
Г) служебными объектами, которые обеспечивают работу авиационного транспорта.
Воздушный кодекс регулирует вопросы использования земель, предоставленных для этого вида транспорта.
К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки (ст. 73), предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения (транспортировка углеводов, химических продуктов, воды и др. веществ), а также под наземные сооружения подземных трубопроводов. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны.
Общественные отношения в области функционирования трубопроводного транспорта регулируются законами «О транспорте», «О трубопроводном транспорте» и др. актами законодательства Украины.
К землям городского электротранспорта относятся земли (ст. 74):
Под отделенными трамвайными путями и их оборудованием, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллейбусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.
Общественные отношения в области функционирования этого вида транспорта регулируются Законом «О транспорте», др. нормативными актами..
К землям связи относятся земельные участки (ст. 75):
Земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-телеграфные линии и спутниковые средства связи. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи, которые проходят за населенными пунктами, а также вокруг излучающих сооружений теле радиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны.
|
|
Общественные отношения в области связи регулируются Законом «О связи» и др. нормативными актами.
Земли энергетической системы определяются земли (ст. 76), предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к потребителю. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.
Общественные отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием электроэнергии, обеспечением энергетической безопасности Украины, регулируются Законом Украины «Об электроэнергетике».
Землями обороны определяются земли (ст. 77), предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных учреждений. Предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством. Вокруг воинских и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и др. зоны с особым режимом использования.
3. Порядок изменения целевого назначения земельных участков
Изменение целевого назначения земельных участков, согласно ст. 20 пункту 2 ЗК Украины, проводится на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или предоставлении в пользование, об изъятии (выкупе) земель и утверждении проектов землеустройства или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Особый порядок изменения целевого назначения земельных участков, которые находятся в собственности юридических или физических лиц, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 502 «Об утверждении порядка изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц».
Изменение целевого назначения земельного участка проводиться после подачи собственником заявления или ходатайства в сельский, поселковый или городской совет, если участок расположен в пределах населенного пункта, или в районную госадминистрацию, если участок расположен за пределами населенного пункта.
Соответствующий сове т или районная госадминистрация рассматривает заявление (ходатайство) и, в случае согласия на изменение целевого назначения земельного участка, дает разрешение на подготовку проекта его отвода. При этом выполняется:
- составление проекта отвода земельного участка, если изменению подлежит его часть;
- пересогласование проекта отвода, если изменяется целевое назначение всего участка.
Районная госадминистрация дает согласие на изменение целевого назначения земельного участка, расположенного за пределами населенного пункта, если:
- такое изменение связано с использованием в дальнейшем данного участка для сельского хозяйства, ведения лесного и водного хозяйства;
- для строительства школ, больниц, предприятий торговли или других объектов, предназначенных для обслуживания населения.
Если цель изменения иная, районная госадминистрация готовит свои выводы и подает их в Совет министров АРК или областную администрацию. Эти органы после рассмотрения принимают решение о возможности изменении целевого назначения участка.
Если речь идет об изменении целевого назначения участков пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов 1 группы площадью свыше 1 га или участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, или особо ценных земель, то решение принимается Кабинет Министров Украины, по представлениям Совета министров АРК или областных госадминистраций.
Отказ изменять целевое назначение должен быть обоснован законодательным актом министерства градостроительства или решением органа землеустройства.