Порядок заключения договора

Рассмотрев предложения относительно проведения аудита, аудиторская фирма (аудитор) присылает письмо-ответ, в котором дает согласие на проведение аудита или отказывается от предложенной работы.

После обмена письмами между аудитором и его клиентом составляется договор на проведение аудита. При этом письма могут быть приложением к договору, если это обусловлено условиями договора.

Договор на проведение аудита является основным документом, который удостоверяет факт достижения договоренности между заказчиком и исполнителем о проведении аудиторской проверки, он документально подтверждает, что стороны пришли к согласию по всем моментам, обусловленным в договоре. Для того, чтобы избежать неправильного понимания сторонами взятых на себя обязательств, условий их выполнения и принятой степени ответственности, необходимо максимально четко обговорить в договоре все существенные аспекты взаимоотношений, которые могут возникнуть в процессе аудиторской проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, который регламентирует взаимоотношения «клиент-аудитор», и в общих чертах не отличается от обычных договоров, которые используются в предпринимательской деятельности. Алгоритм его заключения приведен на рис. 4.2.

Договор на проведение аудита имеет и существенные отличия от других договоров, которые используются в предпринимательстве. В первую очередь, это учеты интересы третьей стороны (потребителей информации финансовой отчетности), которая не берет участия при заключении договора и перед которой аудитор фактически несет ответственность (в том числе материальную), при причинении убытков в результате некачественной проверки. Поэтому перед подписанием соглашения аудитору необходимо не только четко понять желание клиента, но и, по возможности, помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом, однозначное трактование прав и обязанностей сторон в значительной мере зависят от четкого заключения договора на проведение аудита.

Детальная структура договора может быть разной, тем не менее его форма должна отвечать общепринятой в Украине форме составления договоров. Целесообразно учитывать в договоре некоторую специфику аудита в Украине, на которую стороны часто не обращают внимания. Так, в договоре на проведение аудита желательно предусмотреть право аудитора отказать в выдаче аудиторского заключения, определить сроки предоставления клиентом документов, необходимых для проведения проверки и т.п. В договоре можно предусмотреть уплату аванса клиентом аудиторской фирме. Целесообразным для аудитора будет включение в соглашение пункта, который обязывает клиента предоставлять помощь аудитору в процессе проверки (выделения работников для предоставления помощи при проведении инвентаризации, предоставления аудитору транспорта и гостиницы в случае необходимости командировки и т.п.). Аудиторские фирмы иногда включают в договор пункты о предоставлении клиенту дополнительных конкретных услуг, а также пункты об оплате фактически выполненной работы аудитора в случае одностороннего разрыва договора клиентом.

Для того, чтобы избежать неправильного понимания сторонами взятых на себя обязательств, условий их выполнения и принятой степени ответственности, необходимо максимально четко обусловить в договоре все существенные аспекты взаимодействия, которые возникают в связи с его заключением.

Заключения договора регламентируется гражданским кодексом Украины.

Рис. 4.2. Алгоритм заключения договора на проведение аудита


 
 


Рис. 4.1. Классификация клиентов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: