Аксиологические основы программы

нравственно-духовного образования «Самопознание».

Общечеловеческие ценности как основа содержания Программы. В современном обществе уже проявляется понимание того, что любые реформы могут иметь реальные последствия лишь тогда, когда затрагивают природу человека, его внутренний мир, его ценностные приоритеты. В основе всех преобразований в мире находится человек, рассматриваемый как носитель высшей нравственной ценности – он основа успеха или неудач, он и его внутренняя, глубинная суть обуславливают реальную силу любого общественнойтрансформации. Вся прогрессивная педагогическая общественность понимает, что опасная деформация духовно-нравственных структур человека, замена истинных ценностей ложными ведет к расчеловечиванию и дальнейшему моральному разложению. Поэтому современная система образования не может игнорировать необходимость переосмысления влияния происходящих процессов на воспитание личности. Обсуждая сегодняшние проблемы в образовании нужно, прежде всего, иметь в виду этот простой и понятный вопрос: сделает ли это человека лучше?

Можно формулировать самые замечательные идеи, проводить наилучшие реформы, создавать самые эффективные технологии, но пока шкала нравственных приоритетов остается прежней, пока материальное, личное благополучие будет определяющим в нашей жизни, мало что может измениться. Ведь программы реализуются конкретными людьми, у которых зачастую еще недостаточно грамотных представлений об истинных человеческих ценностях. Иследовательно, никакой закон не может изменить ситуации, пока человек остается прежним, пока им руководит единственный мотив собственного благополучия.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями сотрудничества,совместного действия, диалога, необходимости понимания чужой точки зрения, взаимоуважения. Переориентация современной педагогики на человека и его самосовершенствование, возрождение нравственно-духовной традиции являются самыми важными задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует, в первую очередь,разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач – выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как составная часть культуры, в этой связи, приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической, нравственно-духовной сущности личности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что гуманистической педагогике органически присущ аксиологический подход, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология как философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, –«аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.[26]

В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянноеи изменчивое, вечное и временное. Если одно их них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое,преобразуясь в той или иной форме, переходит из одногосостояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества, пребывая в глубинах нравственной культуры. Это морально-этическая аксиоматика, то универсальное и непререкаемое, те духовные опоры, на которых держится мир, подобно физическим константам, на которых зиждется все научное знание.[27]

Основополагающим аспектом нравственного образования личности является ее ценностная ориентация. Под ценностным содержанием знаний понимается их субъективная значимость для личности, обусловленная рядом причин.

Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Огромное многообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:

а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);

б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);

в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.

При этом некоторые ученые считают ценностинеизменными, стабильными, а другие – изменяющимися в зависимости от смены политических,экономических, социальных и других условий, от политики управляющей верхушки или партии, от смены общественногостроя и т. д. Например, в нашей стране господство частной собственности сменило господство общественной. Соответственно изменились и ценности общества.

Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т.е. реально существуют. В ценностях есть что-то общее даже для самых разных людей.То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому различают:

1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные, вечные;

2) ценности, которые носят частный характер.

Поскольку аксиологическая деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности».[28] Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет значимость и важность для всех людей независимо от времени и места проживания.

С учётом этих аспектов можно дать следующее определение понятия «общечеловеческие ценности». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей во все времена, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения, вероисповедания и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.[29]

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблема целенаправленного включения общечеловеческих ценностей в содержание образования поставлена в педагогике в конце 80-х – начале 90-х годов XXстолетия (И.Я. Лернер[30], В. Оконь[31], Л.Я. Зорина[32] и др.) К настоящему времени наметились определенные направления в ее решении: доказано, что в содержании образования должен присутствовать такой компонент как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; определены ценности, которым необходимо уделить особое внимание в ходе обучения; раскрыта роль эмоционального усвоения учебного материала в восприятии личностью основных ценностей.

Наличие традиционных, общепринятых ценностей позволяет каждомучеловеку в ходе своего развития присваивать уже готовые, одобряемые в определенной культуре базовые ценности. Усвоенные им, они являются важнейшими характеристиками личности, еевыборов, решенийи поведения.Поскольку определенный набор основных ценностей, в соответствии с природой человека как целостности, вырабатывается культурой среды, он имеет свою историю и является относительным. О наличии абсолютных ценностейможно говорить лишь в рамкахдуховно-нравственного мировоззрения.

Также необходимо отметить, что все ценности человека определенным образом иерархизированы: одни имеют большее значение для него, другие – меньшее на определенном отрезке жизни. На вершине иерархии может находиться одна или несколько жизнеопределяющих, основных, базовых ценностей. Человек, в основном, не осознает существующего взаимного соотношения собственных ценностей, но эта их относительная взаимозависимость обязательно сработает в ситуации выбора: выбор определит то, что человек ценит выше.

Иерархия ценностей не может являться раз и навсегда застывшим в сознании личности: на протяжении жизни одни ценности выходят на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей. Поэтому одни и те же вопросы в различные периоды жизни будут решаться по-разному.

Практический опыт показывает, что выбору в жизни какой-нибудь сферы деятельностиличности соответствуют определенные ценности. Смена деятельности ведет зачастую к изменениям и в ценностной сфере человека. Естественно, этот процесс не проходит быстро и безболезненно, но, чаще всего, он бывает необходим для внутреннего роста личности, для пересмотра ее жизненных ориентиров.

Известно, что причиной пересмотра систем личностных ценностей и норм поведения могут явиться также другие жизненные факторы, к примеру, потеря близкого человека,тяжелая, неизлечимая болезнь, утрата имущества и жилища и т.п. Несомненно, на жизненные приоритеты личности может оказатьзначительное влияние и система существующих общественных ценностей, изменяя жизненное кредо даже зрелых людей. Большое влияние на человекаможет также оказать и другая авторитетная личность с его ценностными установками. Таким образом, личностная система ценностей не остается постояннойна протяжении всей человеческой жизни, она претерпевает существенные изменения вследствие влияния разных факторов. Поэтому закономерно возникает вопрос,какие же именно ценности нужны растущему человеку?

Наиболее продуктивным для нашей программы является классификация системы ценностей, предложенная Т.И.Петраковой[33], согласно которой ценности можно разделить на три вида: природные, приобретенные и абсолютные.

Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли. Они даются человеку от рождения. Природными ценностямиявляются ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Можно также выделить такие природные добродетели, как одаренность, талантливость, творческие способности, открытость, честность, целомудрие, великодушие. Каждый человек обладает определенной мерой природных ценностей, которые он должен развивать и обогащать.

Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, они являются результатом полученного образования и воспитания. Приобретенной интеллектуальной ценностью является мощь разума как совокупность мудрости, знаний и компетенции. Приобретенными эмоциональными ценностями являются качества, коренящиеся в положительных естественных склонностях человека и получившие свое оформление через постоянный контроль нравственного сознания и воли. К ним относятся: умеренность, выдержка, корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, забота о его благе, отзывчивость, благодарность, великодушие, благосклонность. Приобретенными ценностями являются: верность, мужество, стойкость, терпение, постоянство, целеустремленность. Приобретенные ценности становятся второй природой человека, они позволяют ему действовать в любых ситуациях наиболее плодотворно. Когда приобретенные ценности глубоко укореняются в личности, ослабевает и уменьшается возможность отклонения человека от естественной нравственной нормы.

Абсолютные общечеловеческие ценности этоценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества.Согласно вышесказанному, они-то и представляют интерес для нашей программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Эти ценности общие для всех народов, имеют глубокий внутренний смысл и выражаются не просто в качестве внешних этических норм и правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, мира, любви, ненасилия.

Следовательно, об абсолютных общечеловеческих ценностях можно сказать, что человек рождается с ними, они заложены в сердце каждого человека от рождения, ими пронизано все сущее, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Применение в практике повседневной жизни перечисленных ценностей ведет к обретению таких качеств, как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность и справедливость.

Абсолютные общечеловеческие ценности включают в себя и природные и приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетелей. Общечеловеческие ценности пронизывают собой все ценности человека.

Если рассматривать ценности в порядке их проявленности во внешнем мире, можно сказать, что абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержатся в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности.

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Ненасилие – духовный уровень.

Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).

Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).

Покой – эмоциональный уровень (чувства).

Праведное поведение – физический уровень.

Таким образом, взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой человеческой личности условно можно изобразить следующим образом (рис.5):


Рисунок 5. Взаимосвязь общечеловеческих ценностей

со структурой человеческой личности.

Как видно из рисунка, интуиция происходит от Сверхсознания, находящегося за пределами личного «я» (истина, проявляющаяся как интуиция). Склонности (тенденции ума) рождаются в подсознании и находятся на уровне ума. Высшее «Я» пронизывает всё сознание.

Чувства управляют телом. Ум управляет чувствами. Чистый разум (сила различения) стоит над умом. Если правильно использовать разум (интеллект), можно избавиться от беспокойства, страха, агрессии. Чтобы услышать голос разума, надо привести в состояние покоя свой ум. Таким образом, можно сказать, что характер является главным богатством человека.

Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности. Праведное поведение – это любовь в действии, любовь пронизывает все ценности:

Любовь в действиях – Праведное поведение.

Любовь в чувствах – Покой.

Любовь в мыслях, словах – Истина.

Любовь в понимании – Ненасилие.

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени - прошлом, настоящем и будущем.

Праведное поведение –это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.

Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две – истина и правильное поведение – включают в себя, фактически суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне присущи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, покой, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по-настоящему образованным человеком.

Заметим, что такое понимание общечеловеческих ценностей снимает противопоставление общечеловеческих и национальных ценностей, так как любая национальная культура основана на вечных ценностях, имеющих в своей основе духовное начало. Единое духовное начало - Дух не имеет национальности. Дух равно проявляется во всех национальных культурах, в различных языковых, поэтических, обрядовых, бытовых, религиозных формах как вечные духовно-нравственные ценности. Общечеловеческие ценности в данном контексте естественно познаются через призму национального, культурного наследия, расширяясь до общечеловеческого масштаба.

Общечеловеческие ценности – это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание» в условиях многонационального и многоконфессионального государства.

В фундаментальных исследованиях философской школы Казахстана подчеркивается, что: «Добро, красота, вера, надежда, любовь – не выдумки, а имманентные законы бытия. Человеку не следует, прорываясь к глубочайшим тайнам бытия, закрывать их от себя познанием законов материи. Эти законы важны, но они - поверхность бытия. Ответы на важнейшие вопросы человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера, надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. Они суть законы духа и материи; они едины бытию»[34].

М.Мамардашвили писал: «Первый признак морали состоит в том, что она причина самой себя. Например, совесть для своего существования и свершения не имеет никакой причины вне себя. Совесть причина самой себя. Как только мы привносим время или фактическую полезность в мораль, мы выпадаем из неё и уже не мыслим как моральные существа»[35]. Таким образом, философ подчеркивал, что истинно моральные явления абсолютно бескорыстны. Когда человек рассуждает: пусть все будут добрыми и тогда я буду добрым, то он не плох сам по себе, но он еще не мыслит[36].

Исследование американского психолога А.Маслоу позволило сделать ему несколько важных открытий. Первое открытие заключается в том, что человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях (метапотребности), и это является неотъемлемой частью его природы. А.Маслоу подчеркивал важность этого открытия: «Это поистине революционное открытие со всеми вытекающими отсюда последствиями»[37]. Вечные общечеловеческие ценности вызывают у человека одновременно чувство радости и долга, торжества и правильности, уместности происходящего, чувство вдохновения, любви и сурового вечного порядка.

А.Маслоу утверждал, что недопонимание и неудовлетворение высших потребностей в вечных общечеловеческих ценностях вызывает психическое напряжение, или метапатологию[38]. Например, у учащихся проявляются такие метапатологии, как неприятие самого себя, апатия, скука, непонимание смысла и цели жизни, отсутствие интереса к знаниям.

Среди метапатологий, наиболее характерных для современной молодежи, А.Маслоу выделяет десакрализацию[39] – защитный психологический механизм, возникающий у тех молодых людей, которые разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Чаще всего это связано с тем, что взрослые, встретившиеся на их пути, говорили одно, думали другое, а делали третье; это лицемерие привело к тому, что молодые люди превратились в скептиков, не верящих не только в общечеловеческие ценности и мораль, но и, в конечном итоге, в себя, в свое высокое предназначение и безграничные возможности. Описанные метапаталогии вызывают ослабление здоровья и риск заполнения духовной пустоты алкоголем, наркотиками и другими, опасными для жизни занятиями.

Очевидно, что включение в процесс обучения общечеловеческих ценностей способствует формированию гуманистических качеств личности и ведет к духовному росту человека. Стремление личности к совершенству подразумевает ее возрастание в добродетелях. Отсюда следует, что изменениядуховного роста и совершенствования личности реально осуществляется в системе ценностей, составляющих разнообразныйибогатый мир нравственных качеств. Присвоение какого-либо одного добродетельного качества является критерием, позволяющим рассматривать личность в общей системе ценностей. Обладание нравственной чертой характера выражает степень продвижения человека на пути к утверждению в его высоком достоинстве.[40]

Система ценностей, основанная на выявлении добродетельных качеств, может стать фундаментом для осуществления ценностного подхода к содержанию образования. В этом случае при отборе материала будет приниматься во внимание не столько познавательная значимость материала, сколько, прежде всего, его влияние на формирование и развитие нравственно-духовных качеств личности.

Таким образом, воснове содержания образования должны лежать вечные абсолютные духовно-нравственные ценности, составляя его ядро.

Опираясь на ценностную концепцию современной педагогической дидактики, ведущим положением которой является утверждение о том, что процесс обучения должен быть одновременно процессом направленного духовно-нравственного воспитания и обучения, необходимо выдвинуть принцип ценности в качестве важнейшего аспекта формирования содержания образования. Он требует при отборе материала исходить из его ценностной, нравственной значимости, учитывать его влияние на духовное восприятие учащегося, на его сердечную сферу, на формирование эмоционально-мотивационного состояния, на выявление изнутри общечеловеческих ценностей как устойчивых характеристик качеств личности. Введение принципа ценности при отборе содержания образования будет способствовать решению важнейшей педагогической задачи: формированию у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности, воспитанию у нихморально-этических норм поведения, нравственному выбору соответственно высшему назначению человека в отношении к другому человеку, к миру в целоми к единому духовному началу.Опираясь на ценностную концепцию современной педагогической дидактики, ведущим положением которой является утверждение о том, что процесс обучения должен быть одновременно процессом направленного духовно-нравственного воспитания и обучения, необходимо выдвинуть принцип ценности в качестве важнейшего аспекта формирования содержания образования. Он требует при отборе материала исходить из его ценностной, нравственной значимости, учитывать его влияние на духовное восприятие учащегося, на его сердечную сферу, на формирование эмоционально-мотивационного состояния, на выявление изнутри общечеловеческих ценностей как устойчивых характеристик качеств личности. Введение принципа ценности при отборе содержания образования будет способствовать решению важнейшей педагогической задачи: формированию у учащихся ценностного отношения к окружающей действительности, воспитанию у нихморально-этических норм поведения, нравственному выбору соответственно высшему назначению человека в отношении к другому человеку, к миру в целоми к единому духовному началу.

В плане нашей программы необходимо еще раз подчеркнуть важную роль учителя, который учит, прежде всего, примером собственной жизни. И в этом смысле представляют интерес мотивы, основанные на чувствах ответственности и долга, являющихся ведущими в деятельности педагога. В школе существует много различных настойчивых попыток сделать мотив ответственности и долга доминирующим, чуть ли не единственным. В своей практической деятельности учитель нередко обращается к школьникам: «Вы должны..., вы обязаны...». Призывы на словах к чувству долга в учебно-воспитательном процессе, не подкрепленные личным примером учителя, как правило, не приводят к ожидаемым результатам, так как сердца другого человека можно достичь только через искренность, основанную на собственных переживаниях. И только тогда эти призывы становятся личностно притягательными для воспитанников.

Успешность формирования мотивов долга и ответственности у учащихся достигается в результате осознания необходимости достижения блага для всего общества, своих обязанностей перед ним, ответственности за результаты своей деятельности. По этому поводу Ю.К.Бабанский писал: «Говоря о воспитании долга и ответственности, надо помнить, что не наказания, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность, весомость и доходчивость аргументов».[41] Он советовал учителям «разъяснять ученикам общественную и личностную значимость учения, переводить эти знания в устойчивые убеждения. Но чтобы достичь этого, надо приводить убедительные аргументы, доказывая значимость образования в современном мире».[42] Очень важно, чтобы учитель говорил от сердца, а для этого необходимо, чтобы он был убежден и уверен в том, что он говорит. При этом необходимым условием убежденности является применение самим учителем того, чему он учит в практике повседневной жизни. Должно соблюдаться единство мыслей, слов и действий, тогда ученики будут верить учителю и брать с него пример.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: