AIM (компания «Оracle»)

AIM – Application Implementation Method – методика внедрения готовых приложений, разработана компанией Оракл для внедрения пакета готовых приложений Oracle E-Business Suite. Методика AIM практически не использует специфических особенностей Oracle E-Business Suite, поэтому она с одинаковым успехом может быть применена при внедрении любой ERP-системы и, вообще говоря, любого готового приложения, ориентированного на «автоматизацию» бизнес-процессов. Основную суть методики составляет адаптация бизнес-процессов к применению информационных технологий и, одновременно, адаптации этих самых информационных технологий к конкретным бизнес-процессам.

На настоящий момент не существует отечественных методик и/или стандартов (ГОСТов) в области внедрения готовых приложений. Учитывая современную мировую интеграцию в области стандартизации, а также ненаверстываемое в ближайшем будущем отставание отечественной индустрии сложных программных разработок, теперь уже нет никакого смысла в разработке отечественных методик.
При внедрении готовых приложений в бизнес-областях, обусловленных специфическим регламентом, или наоборот, четко не регламентированных, применение AIM не имеет смысла. В самом деле:

· в узкоспециализированной деятельности бизнес-процессы обычно не поддаются изменению, а потому само приложение должно быть написано точно под бизнес (и не нужно методики, чтобы его внедрять),

· в нерегламентированном бизнесе, по определению, бизнес-процессы четко не определены, поэтому подгонять приложение не подо что.

Как пример узкоспециализированной области можно привести налоговый учет, не регламентированной - стратегическое планирование.

Когда по тексту будет важно понимать, идет ли речь о «стандартном» AIM или модифицированной методике, для модифицированной будет применяться термин AIM-M.

Существует детальная фирменная документация на Oracle AIM версии 3 и версии 2.5 (на английском языке). В данном тексте используется структура задач по версии 2.5, поскольку эта версия кажется менее перегруженной не основными задачами, а в целом методика обоих версий одинакова.

Основные понятия AIM

При внедрении готовых приложений пакета Oracle E-Business Suite используется ноу-хау методика, выработанная и апробированная компанией Oracle в ходе внедрения пакета собственным подразделением консалтинга. Данная методика - AIM(Applications Implementation Method, Метод внедрения приложений) - представляет собой детальное описание задач, выполняемых в ходе проекта, с указанием последовательности выполнения и ответственных ролей проектной группы.

Задача в терминах методики AIM представляет собой элементарный (неделимый) объем работ, который обязательно заканчивается формально фиксируемым результатом.

Все задачи сгруппированы в процессы по принципу общности результата. Выделяются следующие процессы внедрения:

· Определение бизнес-требований - результатом выполнения задач, входящих в данный процесс, является описание требований заказчика к развертываемой системе. В ходе этого процесса выявляются детальные алгоритмы, по которым происходит выполнение хозяйственной деятельности (бизнес-процессов) заказчика в области, затрагиваемой развертыванием автоматизированной системы. Затем разрабатываются детальные модели хозяйственной деятельности (бизнес-процессов) заказчика после развертывания системы, которые затем детализируются до уровня конкретных функций, выполняемых системой для каждого элементарного шага бизнес-процесса.

· Отображение бизнес-требований - в ходе выполнения задач, входящих в данный процесс, проводится анализ того, какая функциональность Oracle E-Business Suite и каким образом может использоваться для реализации функциональных возможностей, необходимых заказчику. В этом процессе окончательно определяется, каким образом будут осуществляться хозяйственные процессы (бизнес-процессы) заказчика после развертывания системы, какая информация будет храниться в системе и какие доработки необходимо сделать, а также значения параметров настройки Oracle E-Business Suite.

· Функциональная и техническая архитектура в ходе этого процесса происходит построение технической архитектуры, необходимой для работы системы, а также определяются значения ключевых параметров настройки Oracle E-Business Suite, касающихся архитектуры.

· Разработка дополнительной функциональности – в рамках этого процесса разрабатывается программное обеспечение, необходимое для реализации функциональности, отсутствующей в Oracle E-Business Suit.

· Конвертация данных процесс охватывает задачи, связанные с переносом данных из существующих систем (возможно в бумажном виде) во внедряемую систему. Выявляются объекты, содержащие необходимые данные, определяются методы загрузки этих данных в систему. Разрабатываются и выполняются программы переноса.

· Документирование в этом процессе создается документация на систему.

· Тестирование системы - на основе требований к функциональности системы, собранных и детализированных в ходе процессов определения и отображения бизнес-требований, разрабатываются сценарии тестирования и производится проверка системы на реализуемость требований.

· Тестирование на производительность - в ходе этого процесса выполняются задачи, связанные с тестированием системы на «узкие» места по производительности.

· Обучение - этотпроцесс разбивается на две части - обучение проектной группы, с которого начинается проект по внедрению, и обучение конечных пользователей, которым проект заканчивается.

· Ввод в эксплуатацию - в ходе этого процесса рассматриваются все вопросы, связанные с вводом в эксплуатацию системы и ее последующим сопровождением.

Все работы по проекту разбиваются на временные фазы. Выделяются следующие фазы:

· Определение по окончании данной фазы определяются совокупные бизнес-требования заказчика. Впоследствии они могут уточняться и видоизменяться в ходе отображения на функциональность Oracle E-Business Suite, но появления новых бизнес-требований не происходит.

· Анализ операций – по окончании данной фазы будущие бизнес-процессы зафиксированы и определено, как они будут реализованы с помощью Oracle E-Business Suite. Так же точно определено, какие бизнес-требования не могут быть удовлетворены с помощью стандартной функциональности и какая дополнительная разработка необходима.

· Проектирование решения - в ходе данной фазы в частности производится создание детальных спецификаций для дополнительной разработки (функциональный и технический дизайн) и разработка сценариев тестирования.

· Разработка по окончании данной фазы все дополнительные разработки завершены, приемочные тесты проведены, пользовательская документация разработана.

· Переход к эксплуатации - в ходе этой фазы завершается обучение конечных пользователей, производится конвертация данных и система вводится в эксплуатацию.

· Эксплуатация системы это начало фазы поддержки системы. В это время выявляются и исправляются все недочеты по работе системы.

Изучение и моделирование бизнеса

Сама суть проекта внедрения готового приложения заключается в адаптации бизнес-процессов в автоматизируемой области к применению информационных технологий. В ходе проекта осуществляется разработка модели будущих бизнес-процессов (процессов в условиях автоматизации) в целях адаптации приложения к бизнес-процессам и бизнес-процессов к приложению.

AIM подразумевает, что при создании начальной модели бизнеса применяется метод Oracle OBM. OBM – это модификация метода data-flow диаграмм.Вместо data-flow в OBM используется понятие information-flow, где под потоком между шагами обработки понимается не только данные, но и любая структурированная и неструктурированная информация, в том числе управляющие события. Интересующиеся могут посмотреть фирменную документацию по OBM; методика становится ясной с первого прочтения.

Использование графического изображения бизнеса очень наглядно, но трудоемко для выполнения проекта, учитывая, что картинки многократно по ходу проекта меняются. Кроме того, поскольку обойтись без текстовых описаний бизнеса невозможно, необходимо параллельно вести графическое и текстовое описание.

Для AIM-M был выработан свой подход к моделированию бизнеса, позволяющий в одном формате не только моделировать бизнес, но и выполнять основные задачи внедрения. При этом графические модели бизнеса применяются как вспомогательные. Основным инструментом моделирования в AIM-M является описание бизнеса в виде процедур формата Oracle Tutor.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: