Тема 6. Диалогические формы коммуникативного взаимодействия

Одним из распространенных видов коммуникативного взаимодействия является спор. Двумя основными видами спора являются полемика и дискуссия. Полемика – это спор по самым различным проблемам с целью доказать логическими средствами истинность своей позиции и одержать победу над противоположной стороной. Дискуссия – это тоже спор, но, ее цель – не победа, а поиск общего в различных точках зрения, сближения позиций, в идеале достижение истины. Дискуссия используется преимущественно в науке, в деловой сфере, в обсуждении общественно-значимых проблем. В дискуссии оппоненты согласны в главном, основном в полемике же расходятся именно в самом важном.

Другими разновидностями спора являются дебаты, прения, диспуты и множество иных. Дебаты – это обмен мнениями по какому-то конкретному вопросу, нерешенной проблеме: типичный пример – парламентские дебаты. В этом виде спора преобладает полемика. Диспут – публичный спор по научным и общественно-значимым проблемам. Обычно это происходит на научных конференциях, конгрессах и т.п. В этом виде спора преобладает дискуссия.

Так как целью большинства видов спора является победа над оппонентом, причем, подчас победа любой ценой, то возникает проблема обнаружения недопустимых уловок в споре и их нейтрализация.

Некорректные приёмы спора:

1. Неправильный «выход из спора».

2. Приём, когда противнику не дают возможности говорить.

3. Организация «хора» полуслушателей – полуучастников спора.

4. Предельно грубый приём – использование насилия, физического принуждения или даже истязания для того, чтобы заставить другую сторону принять тезис или хотя бы сделать вид, что она его принимает.

5. Апелляция к тайным мыслям и невыраженным побуждениям другой стороны в споре.

6. Использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.

7. Намеренное запутывание или сбивание с толку.

8. Приём, цель которого вывести противника из состояния равновесия.

9. Приём, когда один из спорящих говорит очень быстро, выражает свои мысли в нарочито усложнённой, а то и просто путаной форме, быстро сменяет одну мысль другой.

Лучшим способом нейтрализации некорректных приёмов спора или уловок является соблюдение общих требований к ведению спора и естественно выбор оппонента, который признаёт эти требования.

Общие требования к ведению спора:

1. Не следует спорить без особой необходимости.

2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет.

3. Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всём протяжении спора.

4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д.

5. Спор предполагает определённую общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис.

6. Успешное ведение спора требует определённого знания логики.

7. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идёт речь.

8. В споре нужно стремиться к выяснению истины и добра.

9. В споре нужно проявлять гибкость.

10. Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора.

11. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки.

Очень важно иметь логическую подготовку, которая поможет правильно построить аргументацию и обнаружить использование софизмов в рассуждении оппонента. Софизм – это намеренная логическая ошибка, цель которой ввести в заблуждение собеседника. Также следует избегать парадоксов в процессе аргументирования, так как парадокс является основой для неразрешимого спора и служит, как и софизмы для введения в заблуждение собеседника. Парадокс – неразрешимое противоречие.

Любой вид спора, независимо от цели предполагает диалог.

Диалог – тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.

Беседа – это разговор, обмен мнениями, как правило, спокойный и дружественный. Можно выделить следующие разновидности беседы: светская, деловая, дружеская и т.д.

Деловая беседа – устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций или стран для её проведения и разрешения конкретных проблем.

Функции деловой беседы:

§ поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

§ обмен информацией;

§ контроль начатых мероприятий;

§ взаимное общение работников из одной деловой среды;

§ поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

§ поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Структура деловой беседы:

1. Подготовка к деловой беседе.

2. Установление места и времени встречи.

3. Начало беседы: вступление в контакт.

4. Постановка проблемы и передача информации.

5. Аргументирование.

6. Опровержение доводов собеседника.

7. Анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников

8. Принятие решения.

9. Фиксация договоренности.

10. Выход из контакта.

11. Анализ результатов беседы, своей тактики общения.

Законы убеждения и эффективности беседы:

1. Закон встраивания. Аргументы следует «встраивать» в логику рассуждения партнера.

2. Закон общности языка мышления.

3. Закон минимализации аргументов.

4. Закон объективности и доказательности.

5. Закон демонстрации равенства и уважения.

6. Закон авторитета.

7. Закон постепенности.

8. Закон обратной связи.

9. Закон этичности.

Нарушение данных закон является причиной не успешности беседы.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные формы коммуникативного взаимодействия?

2. Какая разновидность спора связана с поиском истины?

3. Чем опасны некорректные приёмы ведения спора?

4. Как нейтрализовать некорректные приёмы ведения спора?

5. В чём заключаются функции деловой беседы?

6. Какие законы убеждения Вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: