Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.
Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).
Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против». Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.
В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).
Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.
Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.
Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.
Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.
Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении.
К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация.
Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.
Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.
1. Для чего нужен риторический канон?
2. Какие этапы работы над речью включает в себя риторический канон?
3. Дайте определение понятию «топ»?
4. Что такое диспозиция?
5. В чем отличие между фигурами речи и тропами?
6. Почему произнесение речи не «по бумажке» лучше воспринимается слушателями?
7. Какие навыки необходимо тренировать оратору?