Тема 4. Теория речевых актов

Основателем теории речевых актов считается британский философ и логик Джон Лэнгшоу Остин.

Речевой акт – отдельный акт речи, представляет собой двухсторонний процесс порождения текста, включающий в себя говорение и слушание или писание и чтение. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В структуру речевого акта входит (1) произнесение определенных звуков (фон), а именно (2) определенных слов, упорядоченных в конкретной конструкции (фема) и (3) связанных с определённым значением, т. е. с включением данного смысла и данной референции (рема).

Высказывания подразделяются на констатирующие и перформативные. Констатирующие высказывания являются дескриптивными, т.е. описывающими. Их всегда можно отнести к истинным или ложным высказываниям. Например, Трава зеленая.

Перформативные высказывания служат для выполнения некоторых действий. Например, Я дарю этот дом своему сыну.

Локутивный акт – это акт, который рассматривается вне какой-либо определённой коммуникативной ситуации, для его представления говорящий использует определённые языковые средства.

Иллокутивный акт – акт, представляющий собой некоторое действие, производящее трансформацию отношений между собеседниками. У говорящего есть определенная цель, поэтому он придает акту иллокутивную силу.

Перлокутивный акт – акт, который рассматривается с точки зрения достижения определенного результата, совпадающего или несовпадающего с поставленной целью.

Из определений приведенных выше следует, что речевой акт всегда представляет собой совместную деятельность участников диалога. Говорящий, выполняющий иллокутивный акт, стремится быть понятым тем, кому он адресует своё высказывание. Эффективность речевой деятельности зависит не только от того, применяются ли соответствующие случаю вербальные средства, но и учитываются ли конвенции, в которых живет сам говорящий и конвенции, в которых живет его слушатель. При общении мы всегда руководствуемся определенными семантическими правилами.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое речевой акт?

2. Какова структура речевого акта?

3. В чём отличие констатирующего высказывания от перформативного?

4. Какой акт связан с достигнутым результатом, совпадающим или несовпадающим с намерением говорящего?

РАЗДЕЛ 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: