О cлоге вообще. – Слог простой

§ 1. Наконец вы изобрели мысли и расположили их; остается выразить, написать... написать так, чтобы все было ясно для ума, легко для чтения, приятно для слуха. Новая забота!.. Должно знать, что такое слог.

Примеч. Слог и мысли – в некотором слабом подобии – то же, что тело и душа. Прекрасная душа невидимо оживляет тело, дает ему прелесть и не умирает... но красота наружная, пленяя взор, легко изменяется, исчезает... Можно ли видеть изящное и не любить его?.. можно ли любить и не желать выразить его изящным образом?..

§ 2. Слогстильперо – проза – все сии названия означают способ выражать мысли – искусство писать. Есть люди, которые, не зная изящного, пишут наудачу безыскусственною прозой и решительно не имеют никакого слога.

Примеч. Стиль (stylus) у древних был металлический прутик, с одного конца завостренный, а с другого тупой; острым концом они писали на навощенных дощечках (in ceris), а тупым изглаживали написанное и поправляли. – „Часто перевертывай стиль“, говорит Гораций писателю, т. е. исправляй, отделывай сочинение. Стиль и перо (орудия, чем пишут) принимаются за самое дейст-
вие – как пишут.

§ 3. Слог (в особенности) – способ выражать мысли, свойственный каждому писателю порознь. Сколько разных характеров имеют писатели, столько может быть и частных слогов. Сверх того, частные cлоги изменяются еще от предмета, избранного писателем, от цели, им предположенной, от расположения духа, в котором пишет и пр.

Примеч. Не должно смешивать языка со cлогом. Язык ребенка, старца, слуги, ремесленника, придворного и пр. употребляет только слова, выражения и подобия, близкие к понятиям звания или состояния каждого из них, но не предполагает cлога, т. е. искусства писать.

§ 4. Слог имеет общие свойства и частные: общие подлежат правилам, имеют свои достоинства и недостатки – частные зависят от вкусов и бесчисленны. Общие достоинства необходимы для всех частных.

§ 5. Первое общее разделение слога: на простой, средний и возвышенный. Второе общее разделение его: на периодический, отрывистый и прозаический.

§ 6. Простой слог (stylus humilis) – способ писать так, как говорят. Иные называют его низким,в противоположность возвышенному; письменным,потому что употребляется в дружественных письмах; разговорным, философским и поучительным, потому что им пишутся разговоры, философские и ученые сочинения.

§ 7. Слова в простом слоге должны быть простые, обыкновенные, но не все слова, употребляемые в разговорах, могут быть и на бумаге, ибо звук исчезает, а письмо остается.

§ 8. Выражения простому слогу приличны обыкновенные, разговорные, но должно знать, что есть разность между оборотами в разговорах и выражениями в сочинении.

§ 9. Мысли сему слогу свойственны простые, обыкновенные, но благородные. Все искусственное, украшенное сему слогу не прилично. Простота в мыслях, в чувствах, в словах и выражениях составляет отличительную черту сего слога.

Примеч. Простому слогу должно учиться не только читая сочинения, писанные сим слогом, но и примечая разговоры в лучших обществах, в высшем кругу людей.

§ 10. Простой слог употребляется во многих родах прозаических и стихотворных сочинений: в письмах, разговорах, некоторых повестях, романах, ученых сочинениях и пр., в баснях, сказках, комедиях, сатирах, в пастушеской поэзии и многих мелких стихотворениях.

Примеч. Простой слог без осторожности может перейти в площадной и пошлый, но между простым и площадным есть средина – слог простонародный, употребляющий не только язык,но и способ выражать мысли, свойственный простому народу. Так граф Ростопчин писал „Мысли вслух на красном крыльце“ и все объявления к московским жителям в 1812 году. Так Осипов и Котляревский подражали Энеиде, последний на малороссийском – и превосходно!

XXVI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: