Слог средний и возвышенный

In vitium ducit culpаe fuga, si caret arte. Ноr. [44]

§ 1. Средний слог (stylus mediocris), способ писать с некоторым изяществом, выбором и красотою. Средним назван потому, что занимает средину между простым и возвышенным. Иные называют его умеренным (temperatus), ибо в нем и жар чувств и украшения умеренны. Иные – историческим потому, что он особенно приличен истории.

Примеч. Средний слог пользуется правом сближать простой с возвышенным, т. е. правом писать о простых предметах с некоторым достоинством и благородством, и о важном – с некоторою умеренностию. Он очень употребителен, но труден, ибо не только в сочинении, но и в поступках ничего нет труднее, как сохранить счастливую средину между двух крайностей. Средний слог без искусства может то возвышаться, то падать.

§ 2. Слова в среднем слоге употребляются с разборчивостию: из многих подобно-значащих избирается то, которое или живее, или благороднее, или приятнее для слуха.

§ 3. Выражения сему слогу свойственны отличнейшие, благороднейшие, нежели простому, с некоторым легким украшением (leviter ornata. Сic.) с некоторым тихим чувством, разливающимся во всем сочинении.

§ 4. Мысли в среднем слоге избираются полные жизни и чувства, и самое расположение их должно быть занимательно: в приятных картинах, в подобиях, в легких контрастах и живых переходах. Средний слог не терпит ни бесполезных рассуждений, всегда холодных, ни ложного блеска, всегда скучного, ни лишних слов, всегда обременяющих сочинение.

§ 5. Средний слог употребляется больше в прозаических сочинениях, нежели стихотворных: в письмах к высшим и во всех деловых бумагах, в описаниях, во многих повестях, романах, особенно в
истории и пр., в посланиях, в некоторых мелких стихах и пр.


§ 6. Возвышенный слог (stylus sublimis) – способ писать необыкновенно, языком страстей. Иные называют его высоким, потому что он выше простого и среднего; славяно-российским, ибо в нем употребляются славянские слова и выражения, ораторским,потому что им часто пишут ораторы.

Примеч. Не должно смешивать возвышенного, или высокого слога, с тем, что собственно называется высоким. Возвышенный слог всегда требует необыкновенных, благозвучных слов и выражений, а высокое часто бывает в одном действии, в одном чувстве, в одном выражении. Напр.: Регул добровольно идет на смерть для сдержания слова: высокое в действии. – Мать жертвует
сыном за Отечество, за добродетель: высокое в чувствах. – „Рече Бог: да будет свет – и бысть свет“: высокое в выражении. – [Высокое (само по себе) есть союз добра и красоты, возвышенный изумляющею нас истиной и всегда напоминающий об Истине бесконечной...]

§ 7. Слова возвышенному слогу приличны важные, благозвучные, необыкновенные, заимствованные из славянского. – Однако ж не всякое славянское слово дает красоту слогу: должно избирать их с осторожностию и умеренностию (parce detorta. Hor. [45]).

§ 8. Выражения в сем слоге употребляются возвышенные, cла-вяно-российские. Жар чувств и необыкновенная сила выражений, исполненных красоты и жизни, требуют всех родов реторических украшений, о которых увидим после.

§ 9. Предметом возвышенного слога бывают высокие деяния, мы-сли и чувства: похвала герою, движение страстей, убеждение, преклонение на свою сторону, выражение восторга, удивления, любви к монарху, к Отечеству, ко благу людей и пр.

§ 10. Возвышенный слог употребляется в ораторских речах, духовных и светских, в похвальных и надгробных словах, величественных описаниях и пр., в лирической поэзии, в поэмах, трагедиях
и пр.

Примеч. Ничто столько не пленяет воображения молодых людей, как слог возвышенный. Они стремятся к подражанию. Но, не имея сил возвыситься к высоким деяниям, мыслям и чувствам, подражают только наружности, высокопарным словам и выражениям и через то делаются пустыми и смешными
декламаторами (Professus grandia turget. Ноr. [46]). Посему начинающие должны удерживаться от сего слога до известного времени.

XXVII.

Слог периодический. Отрывистый. Прозаический
и частный

§ 1. Периодический слог (оratorio periodica) есть способ писать, соблюдая полноту периодов и непрерывную цепь мыслей. Он показывает тихое, величественное и торжественное течение речи.

Отличительные черты сего слога суть: обилие в словах, выражениях и мыслях; полнота в сохранении всех идей и посредствующих связей; соразмерность в частях и членах периодов; плавность в течении речи и особенно частое употребление периодов.

§ 2. Периодический слог употребляется большею частию в духовных и светских речах, в похвальных, надгробных словах, в деловых бумагах и пр. Он больше приличен возвышенному и среднему слогу, нежели простому.

Примеч. Так, у Ломоносова в похвальных словах почти везде слог периодический. – Похвальное Слово Екатерине II Карамзина состоит в счастливом соединении периодического слога с отрывистым. – Один периодический слог в продолжительном сочинении бывает однообразен, труден для чтения и утомителен.

§ 3. Отрывистый слог (stylus laconicus) – способ писать кратко, сжато, сильно, оставляя полноту периодов, посредствующие мысли и соединительные частицы. Он особенно приличен выражению пылких и сильных страстей.

Отличительные черты сего слога: краткость, сила, выразительность. В отрывистом слоге мысли соединяются не частицами, но общим отношением
к главному предмету. Должно отличать однако ж сей слог от слога надпи-
сей
(stylus lapidarius), в котором многое дополняется памятником и славою. Напр.:

Слог надписей: На гробе Сципиона Африканскаго: Прохожий, стой!.. Наступишь на героя! (разительно!) – Или на скале Фермопильской от имени падших спартан: Прохожий! Скажи Спарте, что мы все за нее пали! (трогательно!) ибо, кроме скалы, видевшей славную смерть их, некому было передать вести...

§ 4. Отрывистый слог называется лаконическим, т. е. лакедемонским, спартанским и военным и бывает уделом великих мужей и героев, которые, подобно лакедемонцам, больше действуют, нежели говорят. Напр.:

Спартанец Дионец,когда многие говорили, что персидское войско одними копьями затмит солнце, отвечал: Будем сражаться в тени. – Леонид на усильные требования Ксеркса, чтоб он отдал оружие, сказал: Придивозьми. –
Цесарь пишет Сенату: Пришел – увидел – победил. – Суворов доносит Императрице: Прага у ног Вашего Величест ва! Ура! – подписано: Суворов. – А Екатерина ответствует: Ура! Фельдмаршал Суворов. Подписано: Екатерина [он не был еще Фельдмаршалом].

Примеч. Никто из русских не отличался столько лаконизмом,как Суворов. Всем известны его донесения о Праге, о Туртукае, его тактика, слог его писем... но я расскажу изустное предание... Капитан N.N., чудо храбрости, не раз слышавший похвалы себе из уст самого Суворова, никогда после сражений не был награждаем вместе с прочими. Все это знали, чувствовали, говорили,
жалели и удивлялись. Но когда кончилась война, Суворов, объявляя высочайшие награды, заключает: А капитану N.N. за Брест – Георгия Крест, за Тульчин – полковника чин, за Прагу – золотую шпагу, а в заключенье, за долгое терпенье – 500 душ в награжденье. Вот лаконизм истинно суворовский. Суворов вместе с лаконизмом любил и фигуру созвучие (paronomasiam), приятную для русского слуха.

§ 5. Прозаический слог (oratio non periodica elegantior[47]) занимает средину между периодическим и отрывистым. Он свойствен тем писателям, кои равно чувствительны и к мере стихов, и к плавности периодов – и есть счастливое соединение того и другого.

Примеч. Если проза больше заимствует от меры стихов, называется стихотворною (prosa scandens). Это имеет свою приятность для слуха. Таков первый перевод прозою Песни Игоревой. Таковы многие места „Марфы Посадницы“. Напр.: Раздался звук вечевого колокола и вздрогнули сердца в Новегороде. [Здесь в обоих предложениях число слогов равное и оба кончатся одинаковою стопою, пэоном. ] – Если больше заимствует от периодов, называется важною [historica[48]]. Таков слог Истории Государства Российского. Напр.: Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и, кажется, предвидел в нем будущего злодея. [ Это почти уступительный период. Т. II. Начало.]

§ 6. Прозаический слог употребляется не ораторами и не поэтами, но собственно прозаиками, то есть историками, философами и рома-
нистами. – Он больше приличен среднему слогу, нежели двум крайним.

Примеч. Все, что сказано о среднем слоге, свойственно и прозаическому. Одно особое замечание: проза стихотворная больше нравится молодости, а важная – опытности. Кто счастливо начал прозою стихотворной, тот счастливо может достигнуть прозы важной, исторической. Сей слог есть такое высокое искусство, до которого с великим усилием достигают немногие, руководству-
ясь долгими трудами, здравым разумом, сильным чувством, нежным слухом и вкусом.

§ 7. Частный слог (stylus specialis) есть способ писать по своему характеру, по своему вкусу. Частным назван потому, что свойствен одному писателю. И сколько есть разных характеров и вкусов, столько может быть и частных слогов.

§ 8. Выше мы заметили, что частный слог изменяется: от предмета, избранного писателем. Так, слог повестей Карамзина и слог его же Истории – какая разность!; от цели, предположенной писателем. Так, Батюшков пишет О морали, основанной на философии и религии и Похвальное слово сну. В первом увлекает и трогает, во втором смешит и забавляет; и от расположения духа, в котором находится писатель. Так, Карамзин в „Письмах Филалета и Мелодора“ глубокомыслен и мрачен, в „Письмах русского путешественника“ – весел и часто забавен.

§ 9. Часто одно главнейшее достоинство илиглавнейший недостаток, всегда встречающийся в слоге писателя, делает слог его частным и в особенности свойственным тому писателю.

Мы говорим: слог легкий, плавный, быстрый, нежный, гармонический, приятный, прелестный; слог обработанный, сжатый, затейливый, колкий, комический, пародический; слог живой, свежий, натуральный, живописный, пылкий, огненный и пр. – И наоборот: слог тяжелый, грубый, дикий, шероховатый; слог холодный, принужденный, надутый, высокопарный, натянутый, растянутыйи пр.Названия показывают и свойства. – Иногда названия слогу дают забавные,от подобий и отношений. Напр.:слог водяной, топорный, булыжный; или: шелковый, бархатный, жемчужный.

§ 10. Писатель, известный публике своими сочинениями и частным своим слогом, почти всегда может быть узнан по слогу, хотя бы и скрыл имя (если не изменит слога с намерением или если другой писатель не подделывается под слог его, что также случается)... Так иногда узнают виновника дела по известному характеру человека.

Примеч. Частный слог в некотором смысле есть физиономия писателя. Все люди имеют одинаковые общие черты лица, но каждое лицо имеет свое собственное отличие; все лучшие писатели имеют общие свойства слога, но в
каждом есть собственная физиономия в слоге. Напр.: писать во вкусе Тредиаковского значит писать без всякого вкуса; во вкусе Ломоносова – писать правильно, высоко, благозвучно; во вкусе Фонвизина – замысловато, остроумно, колко; во вкусе Карамзина – легко-занимательно и приятно; во вкусе Стерна – смешно и трогательно. Вот физиономия слога их...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: