Риск определяется величиной возможного материального и морального ущерба,
вызванного падением спроса на продукцию предприятия.
Вычленяют внутренние и внешние причины риска (Таблица 1)
Таблица.1 – Риски, учитываемые при формировании и выполнении производственной программы
Внутренние причины | Внешние причины |
1) неправильно составленный прогноз спроса на продукцию; 2) неправильная ценовая политика предприятия; 3) низкое качество исходного сырья; 4) старое оборудование и технологии; невысокая квалификация персонала и др. | 1) неплатежеспособность покупателей; 2) повышение процентных ставок по вкладам; 3) демографические, социально-экономические, политические и др. |
Риск делят на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп выступает экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Чем раньше обнаружен риск, тем меньше финансовые потери предприятия. В зависимости от стадии обнаружения могут быть приняты различные управленческие решения.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, необходимо проанализировать:
а) обеспеченность продукции контрактами или заявку на поставку;
б) динамику остатков готовой продукции по каждому виду;
в) долю остатков в общем объеме продаж.