Устная публичная речь, как синтез книжности и разговорности

Эффективность воздействия публичной речи достигается не только сочетанием интеллектуальных, нравственных, духовных свойств говорящего, но и активным владением риторическими средствами речи, обеспечивающими как силу убеждения, эмоционального воздействия на адресата, так и возможность выразить особенности своей личности, создать неповторимый образ оратора.

Рассматривая риторический компонент дискурса как релевантный для речевой культуры говорящего, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: высокий уровень общей культуры, широта эрудиции, богатство накопленных и хранимых долговременной памятью идиом, фактов русской языковой культуры, креативные способности носителей ЭРК служат основой владения риторическими средствами, которое необходимо для эффективного воздействия на адресата. Осознанное и мотивированное использование риторических средств следует рассматривать как риторическую компетенцию и этим признаком дополнить корпус признаков элитарной речевой культуры.

Исследование посвящено тем языковым средствам, которые придают речи носителей ЭРК силу убеждения, воодушевляют адресата, создают своеобразие стиля оратора: это экспрессивные единицы языка, тропы, фигуры, афоризмы. Эти средства присущи ораторской речи, начиная с античности, но в каждую эпоху и в каждой национальной языковой культуре они получают особое преломление.

Будучи объектом изучения в риториках разных исторических эпох, эти средства риторического воздействия анализируются в специальных разделах и современных исследований (А.К. Михальская; H.H. Кохтев; E.H. Зарецкая; Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова; Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина; И.А. Мартьянова, М. Колтунова и др.). Вместе с тем, как справедливо отмечают многие теоретики риторики (В.И. Аннушкин, Л.К. Граудина, М.Ю. Федоскж, E.H. Зарецкая и др.), они, как правило, рассматриваются на материале художественной литературы или образцов красноречия прошлого.

В исследованиях публичной речи последних десятилетий, в том числе и речи носителей ЭРК («Хорошая речь», М.А. Кормилицына, Т.В. Кочеткова, C.B. Куприна, Г.Г. Инфантова, В.В. Башкеева, H.A. Купина, Т.В. Матвеева, М.В. Китайгородская, H.H. Розанова, М.А. Ягубова и др.), риторические средства, как правило, привлекаются для анализа коммуникативных категорий дискурса или коммуникативных неудач и нарушений норм культуры речи, но не служат специальным объектом изучения. Исключением является фундаментальное исследование М.Р. Желтухиной, раскрывающее анализом тропов природу суггестивности современного публичного дискурса в СМИ. Теоретическому изучению подвергнута метафора одной из разновидностей публичной речи - политического дискурса — в ряде исследований когнитивно-прагматического' направления (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов; А.П. Чудинов, H.A. Кузьмина, Е.И. Шейгал, С.Л. Ерилова). Однако названные исследования не затрагивают нормативного аспекта риторического компонента и не дифференцируют его функционирование в разных типах речевой культуры, что лежит в основе избранного нами пути анализа риторических средств.

Предмет нашего исследования — риторический компонент в дискурсах носителей ЭРК как способ усиления воздействия на адресата при сохранении говорящим «культурной рамки общения» (С. И. Виноградов) и как реализация антиномий стандарт / экспрессия, общее / индивидуальное, традиционное / конкректно-историчсское; отражение в публичной речи носителей ЭРК современных процессов развития литературного языка и её. влияние на языковое развитие; генезис риторического компонента (его составляющей — разговорности) и связь его современной модификации с историческими традициями.

Объектом исследования служат риторические средства публичных дискурсов носителей ЭРК: риторической категории разговорности как способа оптимизации коммуникативного акта и риторических универсалий: самого активного тропа — метафоры, наиболее действенной фигуры — синтаксического параллелизма (в контаминации с другими фигурами), а также афоризма как способа экспрессивизации публичной речи (далее ПР).

социальной жизни и необходимостью изучения её интенсивных изменений, так и влиянием на эти процессы IIP носителей ЭРК. Выявление механизма современных новаций и их преломления в ПР носителей ЭРК позволяет объективно оценить современные изменения узуса и их соотношение с традициями русской речевой культуры.

Актуальность работы определяется и обращением к недостаточно освещенным в науке теоретическим вопросам.

Новизна исследования проявляется в том, что в нём впервые предпринята попытка сквозь призму нового понимания нормы как основного понятия культуры речи и с позиции теории типов речевой культуры представить риторический компонент ПР в пределах того типа речевой культуры, который ríe только обеспечивает реализацию функций воздействия, но и приближает ПР говорящего к современному риторическому идеалу, во многих случаях служит проявлением ораторского искусства.

Впервые риторические средства рассматриваются на широком срезе институциональных дискурсов говорящих, относящихся только к носителям высшего типа речевой культуры — культуры эталонной.

Впервые риторические категории в узусе ПР соотносятся с современными языковыми процессами. Новым является и то, что в пределах типа речевой культуры феномен риторического компонента подвергается целостному изучению в трёх направлениях: в аспекте культуры речи — как особой формы реализации риторических задач в пределах высшего типа речевой культуры; в аспекте прагматическом — как способа выражения интенции адресанта, проявления в языковом знаке когнитивной природы личности, которой свойственны гуманистическое мировоззрение, высокие этические нормы, творческий языковой потенциал; в аспекте риторическом — как способа наиболее эффективного воздействия на адресата.

В терминологический аппарат исследования вводятся новые термины, позволяющие уточнить и конкретизировать анализ риторического аспекта ЭРК: риторема, макро- и микрофункции речевых средств риторем, подтипы ЭРК.

Впервые рассматривается генезис современной разговорности — одной из важнейших составляющих риторического компонента, критерии её оценки с позиций ЭРК, служащей продолжением и развитием пушкинских языковых принципов.

Цель и задачи исследования.

Целью работы в соответствии с тенденцией современной филологии -интеграцией культуры речи и риторики - является исследование особого признака ЭРК — риторической компетенции, средств её реализации и роли в ПР.

Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:

- охарактеризовать узус ПР носителей ЭРК, выявив состав основных языковых средств, используемых в целях речевого воздействия, и определив их функциональное назначение;

- определить структурные и функциональные свойства риторических средств с точки зрения антиномий стандарт / экспрессия, общее / частное;

- установить критерии допустимого / целесообразного в выборе риторических средств воздействия и на этой основе выявить еще один критерий оценки говорящего как носителя ЭРК;

- раскрыть влияние на функционирование риторических средств разновидностей Г1Р и её жанров, прагматического характера дискурсов, социальных и психологических свойств языковых личностей;

- установить преемственность и своеобразие современного состояния ЭРК в его риторическом аспекте по отношению к первому этапу формирования ЭРК - пушкинской эпохе, рассмотрев на материале писем Пушкина и его современников, а также свидетельств мемуарной литературы сложение разговорной и светской речи в системе литературного языка нач. XIX в. - основу складывавшейся риторической категории разговорности/

- определить общее направление влияния носителей ЭРК на развитие современного литературного языка;

- на основании проведенного исследования аргументировать взгляд на природу ПР и её место в системе функциональных стилей русского литературного языка;

- наметить возможные направления языковой политики в преодолении деструктивных процессов в современной ПР и развитии риторической компетенции носителей литературного языка.

Методологической основой исследования служит понимание языка в органической взаимосвязи его структурной, когнитивной, социальной сущности и исторической динамики его развития, подход к публичному дискурсу как единству двух разнонаправленных интенций участников коммуникации, осуществляющих деятельность адресанта по передаче информации и эмотивного содержания иллокуции и их рецепцию адресатом.

Системный подход к языковым фактам существен для нас в аспекте взаимосвязи тезауруса языка и тезауруса языковой личности как индивидуально-творческого варианта общенационального лексического фонда, содержащего всю полноту кодифицированных и некодифицированных лексических единиц и совокупность соответствующих им смыслов. Системный подход реализуется и в лингвокультурологическом аспекте, предполагающем соотнесённость индивидуальной языковой системы с конкретно-историческим этапом развития общенародного и литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: