Урок 1.3 Колеса, их назначение и типы

Колесо предназначено для направления движения по рельсовому пути и предохраняет вагоны от схода с рельсов. Вагонные колеса различают:

По конструкции –цельнокатанные (цельные)и бандажные (составные из колесного центра,бандажа и кольца),

По способу изготовления –катанные и литые;

В грузовых и пассажирских вагонах эксплуатируются цельнокатаные колеса.

Условия эксплуатации вагонов характеризуется частыми торможениями и в результате на поверхности катания колеса появляются изменения структуры метала. Поэтому колеса должны обладать повышенной прочностью и изготавливаются из низколегированной стали 45 ГСФ (имеет высокое сопротивление хрупкому разрушению).

Колеса напрессовываются на ось при помощи специальных прессов под большим давлением и на оси удерживаются при помощи натяга. Натяг образуется в следствие того, что диаметр ступицы колеса меньше, чем диаметр подступичной части оси. При напресовывании колес строго соблюдается расстояние между внутренними гранями колес(1440+- 3 мм), а также одинковое удаление колес от центра оси.

Цельнокатанное колесо имеет: Обода 1, диск 2, ступицу 3.

Ступица и обод соединены сплошным диском изогнутой формы, который придает колесу упругость.

Поверхность колеса, соприкасающаяся с рельсом при движении поезда называется поверхностью катания.

Ширина обода колеса - 130 мм

На расстоянии 70 мм от внутренней поверхности обода находится круг катания, по которому измеряют все дефекты (прокат, ползун, диаметр колеса, толщину обода, навар и др.

Для нормального взаимодействия колеса с рельсом важное значение имеет профиль поверхности катания колеса. Профиль поверхности колеса в направлении от гребня протачивают на конус с уклоном 1:10,з-атем 1:3,5 и оканчивают по краю обода фаской 6мм×45°.Конический профиль обеспечивает центрирование колесной пары в колее, а фаска- свободный проход по стрелочному переводу.

Гребень колеса направляет движение и предохраняет колесную пару от схода с рельсов. Он имеет высоту 28 мм и толщину 33 мм, измеренную на высоте 18 мм.

В процессе изготовления колес на наружной грани обода в горячем состоянии наносят знаки и клейма (рис. 3.12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: