Преподавание дисциплины предусматривает применение разнообразных образовательных технологий: лекции,практические занятия, контролируемую самостоятельную работу: мини-конференции, тренинги, круглые столы, ролевые игры, выполнение тестов, подготовка речей, рефератов, рекламных текстов, кейс-метод.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестирования, выполнения контрольных заданий, защиты проектов, составления текстов; рубежный контроль в форме зачетного мероприятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ВНЕАУДИТОРНЫМ
ФОРМАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составление Словаря риторических терминов
Начиная со второго месяца семестра, в часы самостоятельной работы студенты регулярно предоставляют преподавателю для проверки материалы Словаря риторических терминов. Корпус Словаря формируется по мере прохождения учебного материала на занятиях, а также в процессе самостоятельного выполнения студентами плановых заданий. Штудируются материалы учебников, с учетом новых подходов к материалу, современных концепций риторического знания и актуальных методик.
|
|
Одновременно работа над Словарем носит и консультационный характер, позволяя выслушать вопросы студентов и обсудить с ними наиболее сложные и спорные проблемы курса.
2. Тестирование по основным темам курса. Тестирование нацелено на практическое освоение учебного материала и применяется в темах, которые требуют особенной точности и логичности в освоении риторического канона (например, в темах «Логическая аргументация», «Диспозиция в составе риторики», «Элокуция в составе риторики»).
3. Риторический анализ текста. Анализ речевых ситуаций. Данные формы самостоятельной работы являются основополагающими и осуществляются студентом как под руководством преподавателя, так и совершенно самостоятельно, что не исключает помощи в подготовке задания со стороны преподавателя во время консультаций.
4. Подготовка учебного проекта «Групповая дискуссия».
Фонды оценочных средств и методики их применения для текущего контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине результатов
А) Тесты по риторике (текущий контроль)
1. Вставьте пропущенное слово.
Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову.
2. К основным законам риторики не относится закон
а) гармонизирующего диалога
б) удовольствия
в) эмоциональности речи
г) краткости
3. Риторика относится к … наукам
а) философским
б) гуманитарным
в) лингвистическим
г) филологическим
4. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики
|
|
а) наука о речи, об ораторском искусстве
б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи
в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
5. Общая риторика отличается от частной тем, что
а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации
в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи
г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени
6. Частная риторика делится на:
а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую
б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную
в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную
г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную
7. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве
а) Египет
б) Греция
в) Китай
г) Рим
8. Основоположником теории риторической науки считается
а) Аристотель
б) Квинтилиан
в) Сократ
г) Горгий