Психология девиантного поведения

ласти психопатологии, сколько с его гипердиагностической парадигмой, про­тивопоставляемой гиподиагностической парадигме психолога. Таким образом, один и тот же поведенческий феномен в виде девиации может трактоваться специалистами и как психопатологический симптом, и как психологический феномен.

Промежуточное положение в приведенной схеме занимают клиническая психология и психология девиантного поведения. Они отличаются (или долж­ны отличаться) от ортодоксальных дисциплин, расположенных на крайних полюсах спектра, в первую очередь феноменологическим подходом к оценке нормы и патологии. В клинической феноменологии действует принцип «как — так», который отражается в убеждении в том, что за каждым поведен­ческим феноменом может скрываться как феномен, так и психопатологичес­кий симптом. Принцип «как — так» противостоит ненаучному принципу «либо — либо», исповедуемому ортодоксальными психиатрами и психолога­ми, когда каждый поведенческий феномен пытаются строго закрепить либо за психической патологией, либо за нормой.

Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики де­виантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей челове­ка действительности. Справедливо в связи с этим замечание Мак-Каги о том, что девиантное поведение — это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятия­ми социального положения человека, этнической и культурной принадлежно­сти, возрастного диапазона, пола, профессии и пр.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются откло­няющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические со­стояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и / или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выра­ботанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Нор­маэто явление группового сознания в виде разделяемых группой представле­ний и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с уче­том их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов). Выделяют следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные;

3) эстетические.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают нака­зание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламен-


ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ



тированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь обществен­ное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступа­ет «не по закону», во втором — «не по-людски». Отдельно в рамках каждой их вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального по­ведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоро-левого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексу­ального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нрав­ственности и эстетики. Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (переживания), рефлексии, удовлетворенности со­бой, нарушение которых способно приводить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов. Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недевиан-тное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюде­ние «писаных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод ок­ружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Поведенческая патология (по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

1) склонность к дезадаптации;

2) тотальность;

3) стабильность.

Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов по­ведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающи­ми людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-пси­хологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (меж­личностная дезадаптация), существует внутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, неприня­тие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указыва­ет на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадап­тации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть имеют место «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптив-ных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (психическая) патология может быть обусловлена психопато­логическими проявлениями (симптомами и синдромами), а также базировать­ся на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Широкая область научного знания охватывает аномальное, отклоняющее­ся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным парамет­ром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различ­ной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и неотклоняющимся. Существует представление о


13



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: