Словарь терминов (глоссарий). Акционерное общество. Форма объединения капиталов путем выпуска акций на сумму консолидированного капитала

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО. Форма объединения капиталов путем выпуска акций на сумму консолидированного капитала. Средства акционерного общества складываются от продажи акций, заемных средств (кредиты банка) и от выпуска облигаций. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает само общество. Акционерное общество публикует ежегодные отчеты о своей деятельности. Ответственность акционеров ограничивается суммой, уплаченной за акции. Управляется акционерное общество правлением, которое избирается общим собранием акционеров. Контрольный пакет акций составляет 51 % общего количества акций, но в силу распыленности массы акций между держателями для полного контроля над предприятием бывает достаточно владеть 20% акций.

АМОРТИЗАЦИЯ. Постепенная потеря оборудованием своей стоимости (первоначальной) по мере износа в процессе эксплуатации с одновременным переносом стоимости оборудования на продукцию, изготовляемую с его помощью. Величина амортизации включается в калькуляцию себестоимости производства продукции. С помощью механизма амортизационных отчислений накапливается сумма средств, необходимая для покупки нового оборудования взамен изношенного.

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА. Пространственно-временное изучение состояния рынка, его структуры и факторов, емкости, определение перспектив его развития. Прогноз конъюнктуры является обязательным элементом эффективного ведения хозяйства. Методами анализа и прогноза являются опросы экспертов и потребителей, статистическая оценка перспектив развития рынка

АНАЛИЗ ПЛАНА МАРКЕТИНГА. Анализ мероприятий, предусмотренных планом маркетинга, путем сопоставления фактического положения дел с ожидаемыми показателями по плану. При оценке результатов анализа принимается во внимание вероятностный характер рыночной конъюнктуры.

АНАЛИЗ СБЫТА. Изучение сбыта продукции фирмы по каждой номенклатурной позиции производства. Производится сопоставление объемов реализации каждого товара с ожидаемыми объемами в соответствии с жизненным циклом товара. Результатом анализа сбыта продукции является сохранение или изменение маркетинговой стратегии

БАНКНОТЫ. 1. Банковские билеты в виде денежных знаков, выпускаемых в обращение центральным эмиссионным банком страны. Обеспечены всеми активами банка и массой товаров, произведенных на всех предприятиях. В настоящее время выполняют функцию бумажных денег. 2. Вексель, выписанный банком под имеющиеся в распоряжении самого банка коммерческие векселя.

БИЗНЕС. Любая организованная законная деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Регулируется национальным законодательством и международными соглашениями.

БИЗНЕС-ПЛАН. Внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ возникающих проблем, возможные "препятствия" и методы их преодоления, показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дела. Служит основанием для предоставления кредита. Является средством анализа коммерческого проекта на его реалистичность и эффективность. Разработка бизнес-плана осуществляется по принципу "первого руководителя" и личного участия руководителя фирмы или предпринимателя. Структура включает: а) резюме, представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации; б) основную часть бизнес-плана, состоящую из 10 разделов. 1. Описывает товары (услуги), ради которых задумывается проект, и факторы, обеспечивающие достижение конкурентоспособности. 2. Определяет рынок сбыта на основании оценки потенциальной емкости рынка, собственной доли на нем, прогнозов объемов продаж и цены товаров (услуг). 3. Информация о возможных конкурентах (качество их товаров, цены). 4. Основные элементы маркетинга (схема распространения товаров, ценообразование, методы стимулирования продаж и др.). 5. План производства товаров (услуг) совместно со схемой производственных связей, процессов контроля качества продукции и оценкой возможных издержек производства, б. Организация дела в целом и работы персонала. 7. Юридический план, определяющий организационно-правовую форму проекта. 8. Оценка и прогнозирование рисков, управление ими. 9. Финансовый план, обобщающий все данные по проекту и представляющий их в стоимостном выражения. 10. Стратегия финансирования в виде плана получения средств (откуда и в какой форме намечается получить денежные суммы для реализации проекта, ожидаемое время возврата вложенных средств и получения дохода инвесторами).

БИРЖА ТРУДА. Учреждение, выполняющее посреднические функции между физическими лицами и предпринимателями по поводу найма рабочей силы. Одновременно регулирует рынок рабочей силы и контролирует получение пособий по безработице.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП). Показатель статистики народного хозяйства, исчисляемый как сумма стоимостей конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг. Если из расчетов исключается сумма налогов и субсидий, то показатель называется "валовой внутренний продукт по факторной стоимости". С учетом сальдо налогов и субсидий показатель называется "валовой внутренний продукт по рыночным ценам". Сопоставимость показателей по различным странам обеспечивается единой методологией национальных счетов. Рассчитывается валовой внутренний продукт несколькими способами. 1. Как рыночная стоимость всего конечного продукта, включая и услуги, произведенных в стране в течение года. Учет только конечного продукта в наибольшей степени исключает повторный счет потребленных ресурсов. 2. ВВП равняется национальному доходу, т.е. совокупному доходу всех производителей. 3. Сумма стоимостей, добавляемых производителями на всех последовательных стадиях производственного процесса.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА. Факторы, влияющие на состояние рынка и обусловливающие стратегию и тактику маркетинга. Выделяют основные компоненты внешней среды: демография, экономика, политика, право, культура.

ГУДВИЛЛ. 1. Неосязаемые активы фирмы в виде неосязаемого основного капитала — разницы между балансовой ценой предприятия и его рыночной ценой. 2. Неосязаемые активы фирмы в виде делового опыта, устойчивой клиентуры и т.п. 3. Предполагаемое повышение прибыльности фирмы по сравнению с аналогичными фирмами.

ДЕНЬГИ КРЕДИТНЫЕ. Платежные средства в виде ценных бумаг, включая банкноты, образовавшиеся в ходе кредитных операций. Кредитными являются также безналичные деньги, полученные в виде банковских кредитов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ. Деятельность одного или нескольких физических лиц в рамках конкретного вида предприятий, фирм, объединений и т.д., направленная на получение прибыли. Регулируется законодательством страны о предпринимательстве.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. Стратегия маркетинга, направленная на новые виды деятельности фирмы за рамками основного бизнеса. Уровень диверсификации определяется наличием у фирмы самостоятельных видов деятельности в отраслевом разрезе, а также определением соотношения объемов производства

ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО РЫНКА. Объем товарной массы, который может быть реализован на конкретном товарном рынке (рынке данного продукта) за определенный промежуток времени при определенных условиях {уровне цен, насыщенности рынка и т. п.). Определяется с учетом оценки потенциальных объемов потребления и сегментации (долевого распределения) рынка по продуктам, потребителям и конкурентам — производителям. Моделирование емкости рынка основывается на использовании математико-статистических методов анализа.

ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ). Запасы материальных ресурсов, включая незавершенную и готовую продукцию, которыми владеет предприятие (фирма). Материальные запасы как оборотные средства обеспечивают непрерывность производства. Объем материальных запасов, превышающий производственную необходимость, ведет к замораживанию финансовых средств и вызывает необходимость дополнительного кредитования текущей деятельности предприятия (фирмы).

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА. Денежные расходы, связанные с изготовлением продукции и организацией производства.

ИМИДЖ ТОВАРА, УСЛУГИ, ПРЕДПРИЯТИЯ. Сумма впечатлений, "образ" товара (услуги), фирмы, изготавливающей или продающей товар (услугу), у потребителя. Закрепляется торговым знаком и делает прочным положение производителя или продавца на рынке. Создание определенного имиджа требует значительных затрат на широкую рекламу, но, как правило, окупается ростом объемов продаж.

ИНВЕСТИЦИИ. Совокупность средств, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в различные отрасли экономики. Различают инвестиции финансовые, реальные, валовые, чистые, частные и государственные. Финансовые инвестиции — вложения капитала в акции, облигации и др. ценные бумаги. Реальные инвестиции — вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. Валовые инвестиции — суммарные вложения, необходимые на возмещение и прирост основного капитала. Чистые инвестиции — валовые инвестиции за вычетом сумм амортизации основного капитала. Частные инвестиции финансируются за счет собственных источников и за счет привлеченных источников (долгосрочных кредитов, эмиссии ценных бумаг). Государственные инвестиции финансируются за счет средств госбюджета.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ. Совокупность свойств продукции, обусловливающих степень ее способности удовлетворять определенные потребности в конкретных условиях потребления (эксплуатации).

КАПИТАЛ. Имеет следующие смысловые значения: I) совокупные ресурсы, применяемые в бизнесе (акционерный капитал, единоличный капитал, товарищеский капитал и др.); 2) чистая стоимость (стоимость активов минус сумма обязательств); 3) исходная сумма, располагаемая для осуществления предпринимательской деятельности.

КРЕДИТ БАНКОВСКИЙ. Предоставление банком клиенту во временное пользование части собственного или привлеченного капитала. Осуществляется на возвратной основе с уплатой банковского процента. Имеет форму различных ссуд, учета векселей и др.

ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ. Организация, фирма или корпорация, отвечающая следующим признакам: 1) независимость существования юридического лица от его состава; 2) наличие имущества, обособленного от участников; 3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; 4) право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже; 5) самостоятельная имущественная ответственность.

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, Предприятия, создаваемые во всех отраслях экономики на основе любых форм собственности, включая смешанный капитал, и имеющие ограничения по числу работающих и объему производства. Малые предприятия осуществляют любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Численность работающих в малом предприятии ограничена сферой его деятельности: в промышленности — 200 чел., науке — 100 чел., в других отраслях производственной сферы — 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы — 25 чел., в торговле — 15 чел. Допустимые для малого предприятия объемы хозяйственной деятельности регулируются законодательствами государств. Многопрофильные предприятия относятся к малым по критерию основного вида деятельности. В своей деятельности малое предприятие руководствуется законодательством и нормативными актами» регламентирующими функционирование соответствующего вида собственности. С целью стимулирования малого бизнеса, в котором в развитых странах занято 50—70% работающих, имеется целый ряд налоговых льгот и льгот по использованию основных фондов.

МОЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Максимально возможный выпуск продукции в определенный период времени (год, сутки, смена) в номенклатуре, предусмотренной программой производства. Определяется с учетом полного использования оборудования и производственных площадей. По действующим предприятиям мощность определяется по ведущим цехам (участкам).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Законодательно установленный порядок взимания налогов. Объектом являются: 1) прибыль (доход); 2) стоимость определенных товаров; 3) стоимость, добавленная обработкой; 4) имущество юридических и физических лиц; 5) передача имущества (дарение, продажа» наследование); 6) операции с ценными бумагами; 7) отдельные виды деятельности и др. объекты.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. В зависимости от характера объединения предприниматели объединяются в товарищество (объединение лиц) или в общества (объединение капиталов Товарищество несет ответственность капиталом всех его членов. Общество несет ответственность только общим капиталом.

ПОЛИТИКА АНТИМОНОПОЛЬНАЯ, Государственное регулирование экономики в направлении развития конкуренции на рынке путем демонополизации производства. Осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством страны.

ПОЛИТИКА ЦЕНОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Политика ценовая, разрабатываемая на уровне государства с участием ресурсов госбюджета. Включает основные возможные направления регулирования цен на "внутреннюю" (производимую и потребляемую внутри страны) продукцию м экспортно-импортную продукцию с учетом особенностей формирования мирового рынка и участия страны на различных его сегментах (товарных, территориальных и др.). Представляет специфику формирования уровней цен на продукцию (услуги) госзаказа и параметры, при которых госзаказ может удовлетворяться за счет ресурсов мирового рынка.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СОВМЕСТНОЕ, Форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов отечественных и зарубежных. Прибыль, полученная от хозяйственной деятельности, делится в соответствии с размерами паевых взносов или в пропорциях, предусмотренных специальным договором. В качестве паевого взноса могут выступать денежные вклады и товарно-материальные ценности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. Способ управления экономикой, при котором имеются стимулы, сохраняющие движение экономической системы в нужном направлении. Для корректировки хода экономического развития используются ставки налогообложения, кредита и другие экономические рычаги, включая изменение цен. Различают два вида регулирования: регулирование по рассогласованиям (отклонениям) и по критическим параметрам. В первом случае регулирование строится на принципе учета обратной связи и возникших рассогласований. Во втором — регулирование производится при достижении каким-либо параметром уровня, признанного критическим. Регулирование антиинфляционное включает два основных способа борьбы с инфляцией: сокращение бюджетного дефицита, регулирование цен и доходов.

РИСК КОММЕРЧЕСКИЙ. Возможное снижение или потеря доходов, связанные с принятием решений в условиях неопределенной ситуации на рынке или при наличии искаженной информации о конъюнктуре рынка. В целях смягчения негативных последствий от указанного риска предприятие создает специальный фонд коммерческого риска. К коммерческим рискам относятся риски, связанные: с реализацией товара на рынке; с транспортным риском; с приемкой товара покупателем; с платежеспособностью покупателя; с нежеланием покупателя осуществлять платежи; с колебаниями валютного курса.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА. Комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж. Включает в себя рекламу, прогрессивные методы продажи, изменения дизайна товара, изменение ценовой политики и тактики поведения производителя на рынке. Особое место в стимулировании сбыта занимает расширение экспорта, сопровождающееся углубленным изучением рынка страны-импортера и разработкой мер по уходу с рынка в случае невозможности продолжения экспорта.

ТОВАРИЩЕСТВО. Тип хозяйственной организации, объединение лиц, в котором два или более участника договариваются о сумме своих вкладов в виде капитала и трудовых услуг и о распределении прибылей. Товарищество прекращает свое существование со смертью или банкротством одного из членов. Товарищество имеет неограниченную ответственность, т.е. все средства партнеров являются гарантией для кредиторов товарищества. Товарищества основаны на личном участии его членов в управлении делами, однако уставом или соглашением ведение дел и представительство может быть возложено на одного или нескольких членов.

ТОРГОВЛЯ I. Сфера обращения товаров, в которой происходит обмен продуктами труда и услугами. 2. Вид коммерческой деятельности, при которой путем заключения договора или на основе устного соглашения осуществляется купля-продажа товара. 3. Специализированная отрасль экономики, формирующая свои доходы за счет деятельности по доведению товаров до потребителя.

УПРАВЛЕНИЕ. Процесс регулирования состояния экономической системы хозяйственного объекта. Методы управления зависят от специфики управляемого объекта, но всегда предусматривается выделение периода, на который распространяются управленческие решения. Управление осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми для периодов деятельности объекта. Особое место в процессе управления занимает ситуационное управление, суть которого заключается в оперативном реагировании на изменившуюся экономическую ситуацию. Задачей ситуационного управления является ориентирование хозяйственного объекта на реализацию его долговременных целей.

УСЛУГИ Вид предпринимательской деятельности, осуществляемый с целью удовлетворения разнообразных потребностей физических и юридических лиц. Услуги в зависимости от их характера бывают непроизводственного и производственного характера. Последние обеспечивают производственную инфраструктуру. Услуги оказываются в порядке основного или неосновного вида деятельности. Промышленные предприятия реализуют свои услуги в виде дополнения к производственной деятельности.

ФИРМА. Предприятие, компания или любая другая организация, осуществляющая коммерческую (хозяйственную) деятельность и имеющая права юридического лица.

ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. По методам ведения различают: 1) ценовую конкуренцию, орудием которой является снижение цен на период борьбы за рынок; 2) неценовую конкуренцию, которая на первое место выдвигает соперничество в качестве товара, товарного ассортимента, предоставление комплексных услуг и т. п. По характеру конкуренции различают: 1) функциональную конкуренцию; 2) видовую конкуренцию; 3) межфирменную конкуренцию.

ФРАНШИЗА. Зафиксированная в страховом договоре неоплачиваемая часть ущерба, примерно соответствующая затратам страховщика на определение суммы ущерба. Если сумма ущерба меньше франшизы, ущерб не возмещается. Бывает: 1) условной, когда ущерб, превышающий франшизу, оплачивается полностью; 2) безусловной — из суммы ущерба вычитается стоимость франшизы.

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, Обеспечение занятости населения» охрана окружающей среды, поддержка акций (образовательных и иных) правительств стран, на территории которых фирма (предприятие) осуществляет свою деятельность. Эти целевые установки являются дополнительными в том смысле, что основная цель деятельности — увеличение прибыли за счет комплексного учета всех факторов экономического воспроизводства.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. Наука о ценах, их образовании, взаимосвязях, предельных границах их взаимовлияния, различных принципах и методах соизмерения затрат и результатов, об учете при стоимостной оценке продукции эффективности ее потребления или использования. В целом раскрывает концепции формирования системы цен с учетом видового и качественного разнообразия товаров, особенностей сегментации рынков, специфики товарно-денежных отношений, динамики процессов экономического воспроизводства. В конечном счете позволяет количественно выразить стоимость конкретных товаров. Наиболее активно использует четыре направления ценового анализа: нормативное, балансовое, структурное и вариантное. В условиях развития рынка прогрессивным является нормативно-параметрический подход, в ходе которого подключаются все четыре направления ценового анализа на основе учета и объективной статистической оценки значимости потребительских свойств товаров рассматриваемой однородной группы. Обоснование уровней цен продукции различных товарных групп производится с помощью много продуктовых я межотраслевых балансов их ресурсов и использования. Ведущим принципом оценки обоснованности ценовой политики становится принцип равновесности, сбалансированности, согласованности или скоорди-нированности уровней цен.

ЦИКЛ ЖИЗНИ ТОВАРА. Промежуток времени от начала проектирования товара до снятия его с производства. Обычно выделяют пять стадий жизненного цикла товара: зарождение (конструирование, создание опытного образца, создание производственных мощностей); начальная стадия или рост (выход товара на рынок, формирование спроса, доработка товара); зрелость (серийное производство); насыщение рынка; затухание продажи и производства изделия, возможности которого себя исчерпали. На первых стадиях жизненного цикла - товара производство его убыточно. Убытки первых стадий перекрываются на последующих стадиях производства.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТШЩЙ (КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ) В ПРОИЗВОДСТВО. Результат сопоставлений распределенных по времени отдач от инвестирования с суммами инвестиций. Измеряется: 1) сроком окупаемости затрат; 2) внутренней нормой доходности — расчетной ставкой процента, при которой капиталовложения являются окупаемой операцией; 3) рентабельностью.

ЯРМАРКА. Периодически действующий в одном и том же месте и в определенное время рынок. Целью такого рынка является установление деловых контактов и заключение торговых сделок на основе представленных образцов. Ярмарки бывают национальными и международными.

____________

*См. Положение об организации и учебно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов при реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: