Сложившаяся напряженная политическая ситуация в современном мире заставляет серьезно задуматься над проблемами взаимоотношений разных народов. Нужно отметить, что нетерпимость и неприятие мировоззренческой позиции соседа совсем не означает укрепление патриотизма. Напротив, зачастую, люди, пренебрегающие традициями и обычаями других, не берегут и не ценят свое наследие.
Сегодня популярным стало понятие «толерантности», которое в современном русском языке обозначает «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» и отождествляется с «веротерпимостью».
Насколько правомерно такое тождество?
Поразмыслить над этим вопросом было предложено воспитанникам кадетского корпуса (возраст 11 класс) во время проведения классного часа. Эта тема всегда актуальна в учебном заведении, особенностью которого является военно-патриотическая направленность.
В начале беседы кадеты на основании уже имеющих у них знаний и ассоциаций сформулировали свое понимание толерантности. Интересным стало обстоятельство, что выходцы из православных семей не соотносили слово «толерантность» с веротерпимостью, как это в большинстве своем сделали другие ребята, включая немногих, принадлежащих мусульманской вере. У православных «толерантность» ассоциировалась со стойкостью или способностью претерпевать страдания во имя Бога и высшей идеи.
|
|
В виду того, что мнения разделились, кадетам было предложено обратиться к словарям, используя средства Интернет, и зафиксировать найденную информацию в сравнительной таблице. Вот, что получилось.
№ п/п | Источник | Толерантность | Веротерпимость |
1. | В.Даль, 1880 г. | НЕТ | Свобода иноверцам исповедовать свою веру |
2. | Энциклопедия Кольера - www.slovopedia.com/14/194-0.html | терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. | НЕТ |
3. | Словарь Ожегова, 1993 г. | НЕТ | Терпимость к чужой религии, признание ее права на существование |
4. | Брокгауз, Эфрон www.slovari.yandex.ru | Терпимость, веротерпимость Свобода совести, религиозная свобода, начало полного невмешательства государства в делах веры. | |
5. | Безопасность, 2005 - www.slovari.yandex.ru | По Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными. | То же, что и Толерантность |
6. | Энциклопедия социологии, 2003 - www.slovari.yandex.ru | терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям | НЕТ |
7. | Православная энциклопедия - www.pravenc.ru | НЕТ | признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию |
Очевидно, что словари ХХ в. отождествляют «толерантность» и «веротерпимость», тогда как источник конца XIX столетия – словарь В.И. Даля, не рассматривая «толерантность», трактует «веротерпимость» с точки зрения законности исповедания иной религии на территории Российской империи, без фиксирования уважительного к ней отношения со стороны представителей других религий, что само собой подразумевалось как нравственная норма.
|
|
Анализируя таблицу, кадеты обратили внимание, что слово «толерантность» не русского происхождения. Найденный ими перевод с латинского «tolerantia» означает «способность переносить трудности, терпение» и приближался к трактовке, данной кадетами из православных семей.
В ходе обсуждения кадеты пришли к удивительным выводам. По их мнению, «веротерпимость», относимая в область прав и свобод человека, вполне удовлетворяет общественным отношениям, тогда как «толерантность», толкуемая как «терпимость» к иным вероисповеданиями и культурны традициям, вовсе не означает доброго к ним отношения, так как, по словам одного из воспитанников, «терпеть можно, сжав зубы».
Общим выводом ребят в вопросе взаимоотношений разных народов стало положение, единое для всех, и особенно ясно отраженное в христианстве – любовь к ближнему.
Заглянув в Интернет, ребята нашли множество трактовок понятия «любви», среди которых было и самое глубокое и мудрое, а потому истинное толкование апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13. 4–7)