Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ВЕ́РА – в русском языке ближайшей ассоциацией этого слова является «религия», так как в ней, а именно в христианстве, значимость В. такова, что она становится соизмеримой с самим христианством. Можно говорить о В. и о как таковой, рассматривая, например, ее психол. аспект как доверие к кому-то или к чему-то. Вряд ли, однако, ее суть представима вне религии, в которой она глубоко укоренилась.

С каким понятием связывают веру эти формулировки? (Ответы детей)

Итак, мы увидели, что и ваш жизненный опыт, и опыт человечества, на котором основаны формулировки из словарей, говорят о связи веры с религией и об огромном значении, которое вера как религия имеет для человека.

Для русских такой верой является Православие, а для японцев что? Ваши версии? (Синтоизм, буддизм). Правильно, но кроме этих религий в Японии есть еще и христианство, и именно Православие. Да, в Японии живут православные японцы. Их мало по сравнению с представителями древних японских верований – около 0,4% всего населения.

Православная Церковь Японии живо откликнулась на горе людей, пострадавших от цунами. Верующие собирают для них гуманитарную помощь, дают приют оставшимся без крова. Помогают японцам вещами и деньгами и православные верующие из России. В православных храмах и России, и Японии молятся о выздоровлении пострадавших от стихийного бедствия.

Как же появилось Православие в далекой Японии, которую в России называют еще «страной на краю света»? Возникло оно не так давно, в конце XIX века, его основателем стал священник Николай (Касаткин) архиепископ Японский.

А слышали вы что-нибудь о святом Николае? (Николай Чудотворец, святитель Мир Ликийский). Да, Николай, епископ города Миры Ликийские,родился и жил в Италии в IV веке, но так любим русским народом, что стал одним из самых известных русских святых. А архиепископ Николай (Касаткин) так любим японцами, что стал настоящим японским святым. Он умер почти 100 лет назад, в 1912 году, а в 1970 году его причислили к лику святых и стали называть святителем Николаем Японским.

Любовь и уважение к нему японцев – даже не принявших Христианства – были столь велики, что современник называл святителя вторым по популярности лицом в Японии после императора.

Один из современников Владыки писал в 1912 г.: «Неоднократно приходилось быть свидетелем, как буддисты, совершенно незнакомые Владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное «банзай Никорай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем Святителю...

Между верующими православной Японии составилось убеждение, что архиепископ Николай особенно близок и угоден Господу. Даже язычники помещали в газетах его портреты с нимбом и часто называли его «Сей да кео», то есть «святой архиепископ».

Иеромонах Николай (Касаткин) прибыл в Японию из Санкт-Петербурга в 1861 г, чтобы служить в храме при Российском консульстве. Кстати, сколько сейчас требуется времени, чтобы перелететь из Санкт-Петербурга в Токио? (Ответы детей) Расстояние в 7 612 км, разделяющее Санкт-Петербург и Токио, вы на современном самолете можете преодолеть за 12 часов. А священнику Николаю (Касаткину), путешествовавшему 150 лет назад, потребовался на это… целый год!

Он был миссионером, то есть проповедником веры во Христа. Ему было очень трудно: сказывалась разница в японском и русском менталитете, негативное отношение японцев к иностранцам вообще, к русским и христианам в частности, отсутствие русско-японских словарей, нехватка средств.

Первые 8 лет святитель посвятил изучению японской культуры и языка – так что смог говорить на нем не просто свободно, а красноречиво и увлекательно. Только на четвертый год отец Николай смог обратить в Православие первого японца – им был самурай и синтоистский жрец Такума Савабэ. Вы знаете, что самураи – это привилегированная, почитаемая каста воинов в Японии, а жрец – это служитель языческого храма.

Савабэ намеревался убить отца Николая как иноземца, несшего угрозу Японии, но был остановлен его спокойными и вдумчивыми словами. Эпизод этот так важен для темы нашего разговора, что я зачитаю его, но без последних слов святителя Николая. А вы подумайте, что же ответил иеромонах воинственному японцу. (В зависимости от настроя класса, можно предложить прочесть диалог мальчикам по ролям).

«Такума Савабэ состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии. В качестве учителя фехтования он приходил к сыну русского консула и то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем и всегда смотрел на него с такой ненавистью, что однажды тот не выдержал и спросил:

- За что ты на меня так сердишься?

Последовал жесткий ответ:

- Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии».

Итак, что, по-вашему, ответил самураю иеромонах Николай? (Ответы детей)

Теперь послушаем, как же было на самом деле:

«- А ты разве уже знаком с моим учением? - спросил отец Николай.

- Нет, - смутился японец.

- А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив.

Слова иеромонаха Николая потрясли самурая. Он испросил дозволения встретиться с ним вновь и продолжить беседу».

Постепенно, слушая разъяснения основ православной веры, Савабе принял решение креститься. Отец Николай дал имя первому крещеному им японцу Павел.

Скажите, при помощи чего иеромонах призвал жреца мирно разрешить возникнувший конфликт? Что помогло им обоим не обострять ситуацию, найти мирный выход из нее? (Ответы детей: веротерпимость) Да, совершенно верно, это веротерпимость. Посмотрим, как это понятие толкуется в словаре и энциклопедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: