Библейская энциклопедия

ТЕРПЕНИЕ добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека. Господь Иисус Христос служит высочайшим образцом терпения для всех верующих.

Обратите внимание, какой широкий спектр оттенков слова предлагается в словаре Владимира Ивановича Даля: терпеть – значит страдать, но при этом не унывать, надеяться, мужаться. А «Библейская энциклопедия» называет терпение добродетелью – то есть свойством, способствующим доброму деланию, доброй жизни. Как хотелось бы, чтобы и мы с вами научились терпению, научились не унывая, с верою переносить трудности, чтобы терпение помогало нам с вами делать добрые дела!

Но вернемся к жизни святителя Николая Японского. Серьезным испытанием его терпения и веротерпимости стала начавшаяся в 1904 году Русско-Японская война. Япония вероломно, без объявления войны, напала на русский Порт-Артур и вызвала рост антихристианских настроений в японском обществе. На русского священника смотрели как на шпиона, на врага.

Перед началом войны епископ Николай мог уехать в Россию, но он знал, что в надвигающиеся дни испытаний будет нужен Православной Японской Церкви. Владыка, рискуя поплатиться жизнью, остался со своей паствой. Во время войны он был единственным русским человеком в Японии.

Архипастырь объяснял верующим, что истинный христианин должен быть выше национальных раздоров, что Православие это вера не греков или русских, а истинная вера, правильно прославляющая Бога.

Как же отец Николай успокоил переживания своих прихожан, православных японцев? Как он посоветовал поступать им? Как вы думаете? (Ответы детей).

Будучи сам горячим патриотом, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами Японии. «Любовь к отечеству есть святое чувство», писал он. Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору; сам же он все время войны не участвовал в общественном богослужении, потому что, как русский, не мог молиться о победе Японии над его отечеством.

Мудростью, терпением и твердостью в этом испытании епископ Николай сохранил невредимым корабль Японской Церкви.

Забота архиепископа Николая не ограничивалась кругом его паствы, она простиралась и на язычников – буддистов и синтоистов. Так, когда в 1891 г. было большое землетрясение в трех провинциях (Тифу, Айчи и Мие) он поступил так же, как современные православные японцы, то есть собирал пожертвования от христиан других провинций, приезжих русских туристов и раздавал их всему пострадавшему населению.

Никогда не позволял себе священник Николай оскорблять религиозное чувство японцев, никогда не порицал последователей буддизма, не трогал буддийских бонз, и потому даже среди буддийского духовенства у него были друзья.

А если вы подумаете немного, то скажете, на чем, на каком чувстве основана веротерпимость, которую явил нам святитель Николай Японский? (Ответы детей) Верно, на любви к людям.

Как истинный верующий во Христа, отец Николай возрастил в своей душе ту евангельскую любовь, которая дает власть подходить близко к чужой душе, покорять ее, навсегда привязывать к себе. Доброта, отзывчивость и кротость святителя Николая постепенно победили все трудности. Японцы почувствовали в нем друга, и он стал желанным гостем во многих домах. «Вначале завоевать любовь, а потом нести слово», это было руководящим правилом всей деятельности «апостола Японии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: