Глава 2. Ступень № 7. Тезис № 11. Вектор. Одиннадцатый тезис о Фейербахе. Марксистский подход к познанию

В предыдущей лекции мы произвели операции по "выводу за скобки" и пришли к следующей формуле:

(Прежде всего) марксизм — это система знаний (преимущественно в сфере общественных отношений).

Далее я планировал расположить материал так, как конспективно изложено у меня на сайте в статье "Семь ступеней марксизма". Однако обсуждение и поступившие письма побудили к решению изменить обычный порядок и поговорить сейчас о той ступени марксизма, которая у меня называется седьмой, высшей ступенью. Конечно, хорошо бы на эту ступень приходить с комплектом из шести прочих позиций марксистского инструментария. Но можно и, может быть, нужно начинать прямо с седьмой ступени.

Настоящее знание — как топографическая карта. Настоящая топографическая карта ценна тем, что имеет масштаб и координаты.

Вы знаете, что такое "слово"? Не торопитесь дать ответ! Уже пару столетий выдающиеся лингвисты ведут между собой спор по вопросу, что такое "слово", и всё никак не могут дать этому понятию исчерпывающее определение. Никто в мире не знает, что такое "слово"! Кто-нибудь может сказать, сколько слов в выражении "кто-нибудь"? Никто не может! Это — тайна, которая была, есть и будет непостижима. И в такую простенькую, но непостижимую тайну мы ткнулись, не выходя даже за пределы родного языка. А если мы захотим ещё и учесть разные экзотические языки? Если мы ткнёмся носом в какое-нибудь маленькое словечко в агглютинативном языке, которое даже и не словечко, а целое предложение, означающее "охотник убил оленя" — и всё одним словом!

Однако непостижимое таинство понятия "слово" вмиг оказывается делом самым простым и ясным, если только к этой великой тайне подойти с самым простым вопросом: а для чего нам нужно иметь определение?

Для компьютерного переводчика? — Пожалуйста! Слово — это часть текста между пробелами. Получили? Распишитесь!

А вот я тут пишу на столе. А что такое "стол"? Если начать умничать, то налицо еще одна тайна за семью печатями. Что такое "стол", ежели этот самый "стол" предстает то на четырёх ножках, то на трех, то в виде чемодана на вокзале, то в виде капота автомобиля, то в виде просто пенька…?

Тайна, однако, исчезает, если собрались друзья — и надо организовать стол. Все, даже не договариваясь, очень быстро поймут, что именно в этот раз есть "стол".

Эти простейшие примеры указывают нам на важнейший гносеологический принцип познания и построения философской системы. Этот важнейший гносеологический принцип выстрадан столетиями взлётов и падений человеческой мысли. К формулировке этого важнейшего гносеологического принципа человеческая мысль приближалась мучительно. Иногда она предвосхищала эту формулировку в образах исключительной красоты и силы. Лично на меня произвело и производит впечатление одно короткое произведение испанского писателя Лопе де Веги, жившего в XYI–XYII веках. Я не нашёл его переводов на русский язык, не смог найти и подлинника. Привожу своё изложение немецкого перевода выдающегося знатока романских культур Карла Фосслера. В конце жизни Лопе де Вега подводит итоги своим деяниям как мыслителя:

Познанья страсть! Ты средь страстей душевных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: