Введение. Методические рекомендации

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации

Для студентов исторического факультета

Дневной и заочной форм обучения

Брест, 2013

Методические рекомендации рекомендованы учебно-методической комиссией исторического факультета "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина”

Составлены на основании:

Подготовка, оформление и защита дипломных работ: метод. рекомендации для студ. Специальностей гуманитарного профиля днев. и заочной форм обучения / авт.-сост.: О.К. Васильева, И.Э. Еленская, Г.И. Займист и др. Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2006. – 24 с.

Курсовые и дипломные работы по истории: методические рекомендации / сост. И.Е. Еленская, Е.С. Розенблат. – Брест: БрГУ, 2003. – 53 с.

в соответствии со следующими стандартами РБ, регламентирующими оформление текстовых документов:

- ГОСТ 2.105;

- ГОСТ 7.32;

- ГОСТ 7.1.

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен быть готов к тому, чтобы предоставить самостоятельное научное исследование, подтверждающее его право на получение диплома о высшем образовании. Студенты исторического факультета, имеющие намерения написать достойную работу и испытать удовольствие не только от полученной высокой оценки, но и от процесса подготовки курсового или дипломного проекта, найдут в данных методических рекомендациях ряд советов о том, КАК организовать основные этапы работы и информацию о том, КАКИЕ требования предъявляются к подобного рода исследованиям.

Как показывает опыт, не все студенты могут осознанно объяснить, с какой целью в процессе учёбы необходимо писать курсовые и (или) дипломные работы. Приводим некоторые пояснения о том, в чём состоит общественная и личная польза научной студенческой работы:

1. История – это научная дисциплина, обладающая практической общественной значимостью. Любое историческое исследование, в том числе курсовая и дипломная работа, если они написаны в жёстком соответствии с правилами и принципами современной научной работы, – это вклад в изучение определённой темы, шаг на пути постижения событий, явлений и процессов, происходивших в прошлом.

2. Курсовая или дипломная работа – это всегда результат. Достоинства и недостатки этой работы свидетельствуют о степени квалификации студента. Оценка, получаемая студентом на экзамене – это оценка его знаний по конкретному предмету. Зачастую она зависит только от способности студента механически запомнить нужный объём материала. Оценка, данная научным руководителем и (или) комиссией, научной работе студента – это оценка не только его способностям и знаниям, прежде всего – это оценка его умениям самостоятельно глубоко изучить научную проблему, собрать материал по истории вопроса, систематизировать все имеющиеся данные, осмыслить факты, сделать аргументированные выводы.

3. Тема курсовой работы может перейти в тему дипломной работы, впоследствии она может стать частью более обширного исследования (кандидатской диссертации). Но даже если выпускник не имеет намерений продолжить образование и заниматься в дальнейшем научной деятельностью, защита курсовых и дипломной работ имеет огромное значение лично для него. В процессе создания любой научной студенческой работы приобретается бесценный опыт. Человек может прочитать десятки книг о том, как писать исследование, но только после последовательного практического прохождения через все этапы работы, он действительно овладеет приёмами и методами планирования и организации своего труда, научится чёткой постановке целей, задач и формулированию выводов, приобретёт умения и навыки сбора данных, систематизации и анализа материала, придания органичной формы изложению проблемы. Студент учится тренировать память, логически мыслить, самостоятельно добывать необходимую информацию, критически осмысливать её, а также уметь убедительно защитить свою точку зрения. Лишнее доказывать, что всё это понадобится выпускнику вне зависимости от того, чем он в будущем будет заниматься: работой в научно-исследовательских, учебных или иных госучреждениях, бизнесом, политикой или даже просто ведением домашнего хозяйства и воспитанием собственных детей. Таким образом, навыки написания курсовых и дипломной работ позволяют заложить своеобразный фундамент будущей успешной деятельности на поприще науки, преподавания или в любых других сферах.

4. Наконец, курсовая или дипломная работы, выполненные на высоком научном уровне, получившие отличные оценки и похвалу научного руководителя и государственной экзаменационной комиссии, поднимают самооценку студента, подтверждают его первый самостоятельный успех в профессиональной деятельности и придают уверенность в, своих сипах.

Важное значение для студента, пишущего курсовой или дипломный проект, имеет понимание основных принципов, на которых основана научная работа с настоящим «знаком качества»:

Первостепенный долг исследователя – не искажать прошлого. Поэтому его работа должна основываться на принципе историзма. Это значит, что исследователь признаёт независимость прошлого. Исследователь должен стремится не просто описать изучаемые события, охарактеризовать процессы, он должен показать логику происходящего в прошлом, увидеть развитие явлений, объяснить причины и последствия, причём сделать это не с высоты современных представлений, руководствуясь конъюнктурой нашего времени, а исходя из стандартов и оценок изучаемой эпохи. Какими бы похожими не выглядели события прошлого и настоящего, проводить между ними аналогию следует очень осторожно. Ещё один компонент историзма – это контекст. Предмет исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки, следует изучать его всесторонне, определяя, таким образом, все факторы, влиявшие на его развитие. Исследователь должен стремиться реконструировать прошлое во всей его полноте, выявляя особенности и типичность событий, явлений и процессов. Этого невозможно достичь, если нарушить правила на любом из этапов работы, в частности совершить ошибки в методике сбора материалов по исследуемой проблеме. Поэтому исследователь должен проявлять грамотность и компетентность на всех стадиях подготовки работы и написания текста.

Исследователю необходимо осознавать свою ответственность за результаты представленной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: