ВЫБОР ТЕМЫ. Выбор темы – это первый серьёзный вопрос, который необходимо решить студенту, когда он берётся за выполнение научной работы

Выбор темы – это первый серьёзный вопрос, который необходимо решить студенту, когда он берётся за выполнение научной работы. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное её выполнение. Выбор темы должен отвечать четырём требованиям:

Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента.

Основные источники, необходимые для исследования, должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

Основные источники должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

Избранные методы должны реально соответствовать возможно­стям конкретного студента.

Иначе все эти условия можно сформулированы следующим образом: тот, кто берется за исследование, должен драться за такое исследование, которое он может успешно выполнить.

Для начала студент должен определить для себя, по какой исторической дисциплине ему хочется писать курсовую или дипломную работу: по истории древнего мира, по истории средних веков, по истории южных и западных славян, по истории Беларуси, по истории России и Украины, по археологии, этнографии, историографии, источниковедению или др. Увлечение тем или иным предметом может сыграть в выборе решающую роль. Следующим шагом станет выбор более конкретного периода, в котором хотелось бы работать: если студент имеет желание писать работу по истории Беларуси, следует определиться, какому периоду истории Беларуси будет посвящено исследование (периоду средневековья, новой истории, новейшей истории). Круг поиска темы сузится после того, как студент решит, что его интересует больше: политическая история, социально-экономические процессы, культурное развитие, религиозные аспекты, военная история, деятельность конкретного исторического лица или другие проблемы. Чем уже избранная тема, тем лучше будет результат. После того, как студент хронологически и пространственно «локализовал» для себя некое поле деятельности, Можно начинать поиск научного руководителя. Ситуации при этом могут возникать различные. Если студент достаточно твёрдо знает, чем хочет заниматься, и будет отвергать попытки потенциальных научных руководителей изменить тему, он рискует остаться без научного руководства. Следует внимательно выслушать объяснения преподавателей, почему та или иная тема не может быть выбрана в качестве научной студенческой работы. Вполне возможно, что она не соответствует одному из четырёх требований (см. выше Как правило, преподаватели стремятся к тому, чтобы выбранная тема не была тривиальна, содержала элементы новизны и самостоятельного исследования. Например, студенту Брестского государственного университета достаточно трудно сказать что-либо новое по теме «Восстание 1863-1864 гг. в Беларуси», здесь придётся переписывать достаточно известные работы. В крайнем случае, указанная тема может быть утверждена как курсовая работа. Но тема «Развитие национально-освободительного движения в Беларуси и Польше в XIX веке: историко-сравнительный анализ» может быть предложена в качестве дипломного проекта, поскольку эта научная проблема специально не разработана и даёт возможность на основании анализа достаточно доступных для студента БрГУ источников и литературы проявить свои способности самостоятельного исследователя и высказать оригинальные идеи. Исключительную важность имеет точность формулировки темы исследования. Название не должно превышать 15 слов.

При выборе темы курсовой работы желательно определить, будет она продолжена в следующем году и перерастёт ли в дипломную работу. Следует подчеркнуть, что лучшие дипломные проекты – это результат многолетней (3-4 года) работы. Студент обязан честно решить, какую работу он будет писать: компилятивную или исследовательскую. Элемент научной новизны особенно присущ исследованиям, базирующимся на архивных документах и материалах. Студенты БрГУ имеют возможность работать в Государственном архиве Брестской области, где хранятся источники по истории нашего региона с 1919 г. Архивные материалы позволяют писать отличные краеведческие работы по истории отдельных населённых пунктов Брестской области.

Студент, решивший писать исследование на базе архивных источников, должен быть готов к преодолению ряда трудностей: во-первых, процесс выявления и сбора источников потребует много времени проводить в архиве, часы работы которого во многом совпадают со временем учёбы; во-вторых, для написания исследования по истории периода 1921-1939 гг., основанного на архивных документах, надо достаточно хорошо знать польский язык, а для работы с источниками периода 1941-1944 гг. – немецкий язык; в-третьих, возникнут проблемы с составлением библиографии; в-четвёртых, необходимо будет приобрести навыки и умения работы с архивными материалами. Но усилия будут вознаграждены: ничто не может сравниться с азартом исследователя, работающего не по чужим следам, с чувством первооткрывателя, протаптывающего тропинку для будущих исследователей. Многие выпускники исторического факультета БрГУ, работавшие в архиве, продолжают заниматься темой своего исследования, развивая её в кандидатскую диссертацию. Вместе с тем, есть риск, что, даже собрав в архиве огромный фактический материал, студент не сможет его хорошо подать, проанализировать и подвести итоги работы. Достаточно часто полуфабрикат.

Компилятивная работа менее рискованна. В ней студент просто демонстрирует, что сумел переработать большую часть существующей научной литературы по той или иной проблеме, внятно изложить прочитанное, соотнося различные точки зрения, предлагая толковый обзор и делая свои оригинальные выводы, находя незамеченные другими историками связи между известными фактами и событиями. Следует понимать, что хорошая компилятивная работа лучше, чем плохая исследовательская работа, хотя именно исследовательская в большей степени претендует на научную новизну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: