В нашей республике существует достаточно детальная регламентация различных аспектов в подготовке и принятию различных нормативных актов. В 1999 г. - принят закон Республики Беларусь «О НПА». Ст. 2 посвящена видам НПА:
- Конституция РБ,
- Решение референдума,
- Программный закон (закон, который принимается в установленном конституционном порядке и по определенном ею вопросам),
- Кодекс РБ (кодифицированный нормативный акт, обеспечивает полное системное регулирование в определенной области общественный отношений),
- Закон – конституционный и обычные (закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений),
- Декрет - НПА главы государства, имеющий силу закона – временные и делегированные парламентом. - Указ Президента РБ,
- Постановление палат парламента,
- Постановление Совмина РБ,
- Акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда (постановления Пленума),
- Акты Генерального прокурора РБ,
- Постановления республиканских органов управления, в т.ч. и Нацбанка.
|
|
- Регламенты - НПА принятые главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной, власти, а также органами местного управления и самоуправления, которые содержат правила деятельности соответствующих органов.
- Инструкция - НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений,
- Правила - кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах.
- Устав - НПА, который определяет порядок деятельность государственных органов, государственных учреждений и государственных служащих.
- Приказ - НПА, который издается руководителем республиканского органа Государственного управления.
- Решения местных органов управления и самоуправления.
Законотворчество является составной частью правотворчества. Выделяются следующие стадии законодательного процесса:
1) Законодательная инициатива - суть заключается в осуществлении определенными субъектами (организациями, должностными лицами, гражданами) предоставляющего им права официального внесения в законодательный орган на рассмотрение проектов законов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Министру, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве 50 тыс. человек. Президент, либо по его поручению Правительство имеет право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Рассмотрение проекта -10 дней. Стадия завершения - если закон включен в план законопроектных работ.
|
|
2) Обсуждение проекта - вносится на обсуждение, представляется законодателям с объяснительной запиской, где содержится обоснование необходимости его принятия. Законопроект может быть и отклонен.
3) Официальное принятие проекта - проект закона принимается путем голосования. В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов. В десятидневный срок закон подписывается Президентом, если нет, то возвращается и рассматривается в установленном порядке. Если большинство голосов обеих палат, Президент подписывает закон в пятидневный срок.
4) Опубликование закона - помещение НПА в определенном печатном издании, на которое можно официально ссылаться. Такие издания определяются специальными актами (Ведомости Национального Собрания).