Вопрос 6. Президент Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен гла­вой 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государ­ства, представляя Россию внутри страны и за ее пределами и выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Прези­дент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функцио­нирование органов государственной власти.

В Конституции РФ установлено, что Президент избирается на 6 го­да на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран рос­сийский гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос­сии не менее 10 лет. Порядок определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В та­ком случае избранным считается кандидат, набравший при голосова­нии большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

На тридцатый день со дня официального объявления о результа­тах выборов Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присут­ствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции. Конституционные ограничения, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81), возможность отрешения его от должности (ст. 93), а также признание нормативных актов Президента РФ неконституционными (п. «а» ч. 2 ст. 125) выступают гарантиями от превращения Президента РФ в авторитарного правителя.

Президент обладает неприкосновенностью, имеет полномочия, свя­занные с формированием федеральных органов государственной вла­сти. Он назначает выборы депутатов Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства РФ (п. «а» ст. 83); назначает по предло­жению председателя правительства его заместителей и федеральных министров (п. «д» ст. 83); представляет Совету Федерации кандидату­ры для назначения на должности судей Конституционного; Верховно­го, Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Президент имеет полномочия в сфере законодательной власти, что выражается, в подписании и обнародовании федеральных законов, в обладании правом отлагательного вето; во внесении законопроектов в Государственную Думу, предложений о поправках и пересмотре Кон­ституции.

Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. В частности, глава государства вправе председательствовать «а заседаниях правитель­ства, принимать решения об отставке правительства, а также вправе отменить постановления и распоряжения правительства. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих пол­номочных представителей.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочи­ями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет ос­новные направления внешней политики, ведет переговоры и подписы­вает международные договоры, утверждает военную доктрину Рос­сии и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами России.

Президент РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июля 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» вправе назначать всероссийский референдум.

К полномочиям Президента как главы государства отнесено ре­шение вопросов гражданства, предоставление политического убежи­ща, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования. Президент как глава государ­ства обладает и другая полномочиями, издавая указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Вопрос 7. Федеральное Собрание -парламент Российской Федерации

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94) — представительный и законодательный орган.

Согласно Конституции РФ (ст. 95) Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации определен Конституцией РФ и Фе­деральным законом. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопро­сы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституцион­ного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Феде­рации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвы­чайного положения; решение вопросов о возможности использова­ния Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституци­онного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на дол­жность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума — избираемый государственный орган. Порядок избрания ее 450 депутатов установлен Федеральным зако­ном «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Депутатом Государственной Думы мо­жет быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имею­щий право участвовать в выборах. Выборы депутатов Государствен­ной Думы проводятся пропорциональной системе. Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя правительства; назначение на должность и освобождение от должно­сти председателя Центрального банка Российской Федерации; назна­чение на должность и освобождение от должности председателя Счет­ной палаты; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдви­жение обвинения против Президента Российской Федерации для от­решения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Ду­мой принимаются федеральные законы РФ, федеральные конституционные законы, а Советом Федерации одобряются федераль­ные конституционные законы (ст. 108).

Внутреннее строение палат парламента предполагает комитеты и комиссии, что определено ст. 101 Конституции РФ, а также их регламентами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушанийвозлагаются на соответствующие комитеты палаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: