Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, полномочия прокуроров

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

прав и свобод человека и гражданина;

установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

установленного порядка проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» прокуратура обеспечивает на всех стадиях уголовного судопроизводства действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, особое внимание прокуроры уделяют правовому и фактическому положению потерпевших.

При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выясняются основания и мотивы такого решения, проверяется соблюдение прав подозреваемых. В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия должна быть организована проверка, а при наличии к тому оснований – вынесено мотивированное постановление и материалы для решения вопроса об уголовном преследовании направлены в соответствующий следственный орган. На всех стадиях досудебного производства особое внимание прокуратура обращает на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту.

В целях соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органы прокуратуры совершенствуют формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно‑розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, организуют постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организуют, обеспечивают и осуществляют постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ и иных федеральных законо в при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

Проверки исполнения требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях проводятся систематически (не реже одного раза в месяц) в органах внутренних дел, в следственных органах Следственного комитета РФ, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно‑исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; в порядке, определяемом Главным военным прокурором, – в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах, а при наличии сведений о нарушениях закона – безотлагательно.

Особое внимание при проведении проверок обращается на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. Проверки начинаются с материалов, находящихся в производстве, с целью устранения возможной волокиты, обеспечения принятия законного, обоснованного решения. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производятся сверки регистрационно‑учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно‑ревизионных органах, в том числе контрольно‑счетных палатах субъектов РФ, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Особое внимание уделяется проверке законности разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу.

Прокурорские работники обязаны оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно‑учетных и иных документов и материалов. В частности, на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокуроры требуют полного устранения нарушения закона, используя различные формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности, вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

По каждой поданной в суд жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, прокуратура обеспечивает обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

К органам дознания, в отношении которых прокуратура уполномочена осуществлять надзор за исполнением законов, относятся: органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно‑розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Перечисленные органы осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. По уголовным делам, дознание по которым проводится дознавателями центральных аппаратов МВД, МЧС, ФСБ, ФТС, ФСКН и ФССП России, полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором РФ либо его заместителями.

В рамках осуществления надзора за исполнением законов органами дознания прокуроры уполномочены обеспечивать своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со ст. 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и с указаниями возвращает начальнику органа дознания, устанавливая конкретный срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Прокурорские работники обязаны безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, от органа дознания, дознавателя незамедлительно истребуются материалы, обосновывающие принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно‑публичного обвинения прокурор проверяет обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления прокурор дает письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. В обязательном порядке проверке подлежит исполнение требований ст. 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса.

Прокуроры обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно‑процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений прокурорские работники обязаны добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В каждом случае проверке подлежит законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, поскольку их перечень является исчерпывающим, а также соблюдение порядка задержания и срока составления протокола задержания. Реализуя свои полномочия, прокуроры должны немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, прокурор должен проверить доводы, изложенные в ходатайстве, и при несогласии с ним вынести мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела. Прокурорские работники тщательно проверяют законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения и принимают меры прокурорского реагирования при установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу.

Прокуроры обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Если дознавателем допущены нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования. При наличии достаточных к тому оснований прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности.

Прокуроры проверяют законность и обоснованность вынесенных дознавателями постановлений о приостановлении производства дознания, законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор безотлагательно отменяет его и с указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу в зависимости от категории дела производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов ФСБ России, следователями органов внутренних дел РФ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Функции по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования возлагаются на органы прокуратуры. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» прокурорам всех звеньев прокурорской системы приказано в полной мере использовать имеющиеся полномочия для эффективного надзора за законностью деятельности следственных органов, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены.

В рамках осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, прокуроры обеспечивают надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел, для чего они имеют право требовать своевременного направления копий постановлений о возбуждении уголовного дела. В прокуратурах заведены книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших из следственных органов, где указывается дата и время их передачи прокурору или его заместителю.

При рассмотрении копий постановлений о возбуждении уголовного дела прокурорские работники тщательно проверяют соответствие постановлений требованиям УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, обращается внимание на соблюдение требований об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокурор вправе потребовать от следственного органа незамедлительного представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Признав решение следователя незаконным или необоснованным, прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление, где указываются конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

При реализации рассматриваемой функции прокуратуры, должны своевременно приниматься меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения: проверяется законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимаются меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего, незамедлительно проверяются жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. В рамках своих полномочий прокурор своим постановлением обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

Прокурорские работники принимают обязательное участие в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. В каждом случае прокурором, участвующим в судебном заседании, составляется письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства согласовывается с руководителем прокуратуры.

При наличии предусмотренных законом оснований прокурор обязан принять меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

По каждому случаю освобождения из‑под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, прокурорские работники проводят проверки, по результатам которых составляют мотивированные заключения о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Кроме того, в этих случаях рассматривается вопрос и о необходимости принятия мер реагирования на допущенные нарушения следователя, руководителя следственного органа, прокурора, утвердившего обвинительное заключение.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, прокурор вправе требовать своевременного направления ему уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки. Органы прокуратуры обеспечивают надзор за соблюдением положений УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, при получении которых проверяется соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделяется вопросам квалификации содеянного. При необходимости руководителям следственных органов может быть предложено представить уголовное дело для изучения. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, прокуроры должны добиваться соблюдения требований УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

Прокурорские работники контролируют поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия путем проверки законности и обоснованности принятых решений с изучением материалов уголовных дел. В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.

При утверждении обвинительного заключения прокурорские работники изучают соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно‑процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ. При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно‑процессуального законодательства, выносится мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного прокурор уполномочен возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, вынося об этом мотивированное постановление, содержащее указания об устранении нарушений и недостатков.

При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Прокурорские работники рассматривают жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа. Для этого они тщательно проверяют изложенные в обращении заявителей доводы и при необходимости истребуют уголовные дела и материалы доследственных проверок. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, прокурор выносит мотивированное постановление и направляет материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: