Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами как самостоятельное направление прокурорского надзора была закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» путем внесения в него изменений Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Данное нововведение было обусловлено принятием законов об исполнительном производстве и о судебных приставах. При этом законодатель, закрепив в ч. 2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» рассматриваемую отрасль прокурорского надзора как отдельное направление, не включил ее в раздел III Федерального закона «О прокуратуре РФ», где более подробно регламентированы отдельные отрасли прокурорского надзора. Отмеченные недостатки правового регулирования отрасли прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами восполняются положениями законодательства о судебных приставах, исполнительном производстве, нормами процессуальных кодексов, ведомственными актами Генеральной прокуратуры РФ.
|
|
Учитывая, что прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов судебными приставами, которые:
во‑первых, в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов‑исполнителей;
во‑вторых, в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27 июля 2010 г., с изм. от 7 февраля 2011 г.) и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
исходя из задач, стоящих перед судебными приставами, в предмет рассматриваемой отрасли прокурорского надзора следует включить надзор за:
обеспечением судебными приставами установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
порядком принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;
исполнением законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно‑процессуальным законодательством РФ к подследственности Федеральной службы судебных приставов.
Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах. Так, в соответствии со ст. 54 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
|
|
Для реализации своих обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов (обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей, иных участников судебного процесса, а также судебных приставов‑исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей; поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда; охрана здания, помещений суда; привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов, судебного пристава‑исполнителя судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава‑исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);
в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом‑исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава‑исполнителя;
в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Судебные приставы‑исполнители также наделены широким кругом полномочий в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» указанные должностные лица имеют право:
|
|
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ уполномочены производить дознание по уголовным делам по отдельным составам преступлений, предусмотренных УК РФ. При этом дознаватели уполномочены самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.
|
|
Исходя из такого объема полномочий, предоставленных законодательством судебным приставам, учитывая тесное соприкосновение названных полномочий с реализацией гражданами и организациями их основных прав и свобод, прокурорский надзор в этой сфере отношений является актуальным и необходимым. Прокурорские работники в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов должны особое внимание обращать на соблюдение принципов законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника‑гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.